Файл статьи: PDF
Аннотация: Представлены результаты проведенного исследования, которые позволили разработать программу внеурочной деятельности, определить направления, задачи, методы и формы ее реализации для целенаправленного, планомерного формирования социальных компетенций у подростков с легкой умственной отсталостью. Описаны разработанные уровневые характеристики, служащие ориентиром при выборе инструментов обследования обучающихся с легкой умственной отсталостью, значимые для диагностики социальных компетенций. Дано описание комплексной программы внеурочной деятельности с младшими и старшими подростками с легкой умственной отсталостью, представлены ее модули. В качестве примера приводятся социальные компетенции, которые входят в когнитивно-познавательный компонент модели в соответствии с направлениями, обозначенными в Стандарте. Они реализовывались в рамках опытно-экспериментальной работы с подростками с легкой умственной отсталостью. Раскрыты формы работы во внеурочной деятельности, представлено краткое описание проектной деятельности, осуществлявшейся в рамках реализации основных элементов по направлениям: духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному. Обращено внимание на то, как при внедрении конструктора по внеурочной деятельности с младшими и старшими подростками с легкой умственной отсталостью в условиях опытно-экспериментальной работы в образовательной организации создаются условия для осуществления продуктивного и действенного процесса формирования социальных компетенций. Компетенции определялись по выделенным компонентам, составляющим социальные компетенции обучаемых. На примере одного из компонентов обозначены социальные компетенции по основным направлениям и сделаны выводы о целесообразности проведенного исследования. Описаны задачи разных направлений внеурочной деятельности, которые интегрировались и тесно переплетались в проектах с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в частности в таких видах, как игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество (трудовая деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность; проектно-исследовательская деятельность.
Ключевые слова: социальные компетенции; олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; интеллектуальные нарушения; подростки; легкая умственная отсталость; внеурочная деятельность; конструктор внеурочной деятельности; программы внеурочной деятельности.
Abstract: The article presents the results of the study, which made it possible to design a program of extracurricular activity and to formulate the directions, tasks, methods and forms of its implementation for the purposeful and systemic formation of social competences in teenagers with mild intellectual disability. The author describes the level-based characteristics that serve as a guide when choosing survey tools to examine students with mild intellectual disability, significant for the diagnosis of social competences. She also dwells on a comprehensive program of extracurricular activity of junior and senior teenagers with mild intellectual disability and presents its modules. To illustrate her investigation, the au-thor enumerates social competences that are included in the cognitive component of the model in accordance with the directions indicated in the Standard. They were implemented as part of experimental work with teenagers with mild intellectual disability. The article describes the forms of extracurricular work and offers a brief description of project activities carried out within the framework of the implementation of the main elements in the following areas: spiritual-moral, social, general intellectual, general cultural, and sports-recreational. Attention is drawn to how special conditions are created for the implementation of a productive and effective process of formation of social competences with the help of the extra-curricular activities aid for work with junior and senior teenagers with mild intellectual disability during experiment at an education institution. The competences in question were defined in accordance with the selected components that make up the social competences of the learners. The basic social competences were outlined on the example of one of the components, and several conclusions were drawn about the feasibility of the study. The author describes the tasks of different areas of extracurricular activity, which were integrated and closely intertwined in projects taking into account the individual characteristics of students, in particular in such types as game-based, cognitive, and leisure and entertainment activities (leisure communication), problem-value communication; artistic creativity, social creativity (social transforming voluntary activity); technical creative activity (hand crafts), sports and recreation activities; local history activities; and design and research activities.
Key words: social competences; olygophrenopedagogy; intellectual disa-bility; children with intellectual disability; intellectual disorders; teenagers; mild intellectual disability; extracurricular activity; extracurricular activity aid; program of extracurricular activity.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.