Архив журнала
Изучение состояния моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра
- 482
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описывается состояние моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС). В статье термин «расстройство аутистического спектра» используется в соответствии с DSM-5. Авторы анализируют результаты изучения состояния моторной базы речи у 44 детей с РАС в возрасте от 2 лет 0 месяцев до 4 лет 2 месяцев. В исследование введено ограничение: участвовали дети с расстройством аутистического спектра, у которых отсутствовали нарушения когнитивных функций, анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата. На основе теоретических и эмпирических данных авторы показывают, что у детей с расстройством аутистического спектра имеется специфика моторной базы речи: сложности моторного планирования, удержания моторной программы, наличие само-стимулирующего поведения, нарушения сенсорной сферы при сохранности анализаторных систем. Наряду с наличием специфических проявлений в состоянии моторной базы речи, авторы отмечают наличие у детей с РАС моторных проблем, сходных с таковыми у детей с нарушениями речевого развития. В работе выдвинуто предположение, что выявленные особенности моторной базы речи затрудняют становление речи у детей с РАС, что, наряду со спецификой становления вербального поведения, приводит к необходимости особого выбора методов и приемов логопедической работы.
Ключевые слова: моторная база речи; детская речь; развитие речи; артикуляционная моторика; расстройства аутистического спектра; детский аутизм; дети-аутисты; логопедические обследования.
Abstract: The article describes the state of the speech motor basis in children with autism spectrum disorder (hereinafter referred to as ASD). The term “autism spectrum disorder” is used in the article in accordance with the DSM-5. The authors analyze the results of observation of the state of the speech motor basis in 44 children with ASD aged from 2 years 0 months to 4 years 2 months. The study was limited to children with ASD who had no disorders of cognitive functions, analyzer systems, or the locomotor system. Based on theoretical and empirical data, the authors show that children with ASD demonstrate a specificity of their speech motor basis consisting in: difficulties in motor planning, problems with following a motor program, presence of self-stimulating behavior, and disorders of the sensory sphere with safe analyzer systems. Along with the presence of specific manifestations in the state of the speech motor basis, the authors note the presence of motor problems in children with ASD, similar to those in children with speech underdevelopment. The paper suggests that the peculiarities of the speech motor basis identified complicate the formation of speech in children with ASD, which, along with the specificity of the formation of verbal behavior, leads to the need for a special choice of methods and techniques of logopedic intervention.
Key words: speech motor basis; children’s speech; articulation motor skills; autism spectrum disorders; children’s autism; autistic children; logopedic examination.