Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В период пандемии коронавируса школьное обучение в России реализовывалось в дистанционном формате. Онлайн-обучение стало важным инструментом коррекции и для детей с расстройствами аутистического спектра. Асинхрония развития детей с аутизмом, отягощенность коморбидными психоневрологическими нарушениями, необходимость создания мотивационных условий, структурирования их произвольной деятельности предполагает учет данной специфики в коррекционной практике. Анализируется необходимость создания специальных условий обучения для детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, использования поведенческих технологий в онлайн-формате логопедической работы. Представлены научно доказанные методы и приемы работы с детьми с аутизмом, имеющими особенности поведения, речевой негативизм, выраженные регуляторные на-рушения, основанные на «Прикладном анализе поведения». Обозначены структурные этапы работы учителя-логопеда по организации и реализации дистанционного логопедического занятия. Описано динамическое развитие произвольной речи у школьников с интеллектуальной и речевой патологией, обучающихся в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС в период дистанционного обучения. Делаются выводы об эффективности онлайн-формата обучения детей с аутизмом и интеллектуальными, речевыми нарушениями при создании специальных условий коррекции, а также важности включения родителей в реализацию поставленных коррекционных целей.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; детский аутизм; дети-аутисты; интеллектуальные нарушения; нарушения интеллекта; дети с нарушениями интеллекта; олигофренопедагогика; онлайн-уроки; специальные условия обучения; поведенческие технологии; начальная школа; младшие школьники; логопедическая работа; информационно-коммуникационные технологии; дистанционные технологии.
Abstract: During the coronavirus pandemic, school learning in Russia was conducted in a distance format. Online learning also became an important tool of rehabilitation for children with autism spectrum disorder. Asynchronous development of children with autism, suffering from comorbid psychoneurological disorders, the need to create motivating conditions, and structuring of their arbitrary activity presuppose the importance of taking into account this specificity in rehabilitation practice. The article presents scientifically validated methods and techniques of work with autistic children (demonstrating special behavior, verbal negativism, marked regulatory disorders, etc.) based on the applied behavior analysis. The author outlines the structural stages of the work of the teacher-logopedist on the organization and conduct of a remote speech therapy lesson. The article describes dynamic development of arbitrary speech in schoolchildren with intellectual disability and speech underdevelopment who study at the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive support for Children with ASD during distance learning. Conclusions are drawn about the effectiveness of the online format of teaching children with autism, intellectual disability and speech underdevelopment while creating special conditions for rehabilitation, as well as the importance of engaging parents in the implementation of the rehabilitation goals set.
Key words: autism spectrum disorders; children’s autism; autistic children; intellectual disabilities; children with intellectual disabilities; olygophreno¬pedagogy; online lessons; special conditions of learning; behavioral technologies; primary school; junior schoolchildren; logopedic support; information and communication technologies; online learning technologies.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.