Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи определяется необходимостью создания приемов коррекционно-развивающей работы для занятий с обучающимися с нарушением письма, так как количество школьников с дисграфией становится все больше и причиной их проблем является недостаточность развития операций мышления (анализа, синтеза, представлений). Статья посвящена описанию некоторых приемов работы, способствующих развитию фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза у обучающихся с нарушением письменной речи. Представлен авторский подход к дифференциации гласных и согласных звуков, их знаково-символьного обо-значения, описаны этапы коррекционно-развивающей работы, которая является универсальной, поскольку может проводиться в условиях дошкольной образовательной организации при подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и в школе при коррекции дисграфии. В статье представлены сравнительные данные о количестве обучающихся с различными видами дисграфии и аналитические данные о результатах проведенной поэтапной педагогической деятельности, предложенной автором и направленной на преодоление нарушений фонематических компонентов речи у обучающихся с нарушениями устной и письменной речи. Статистические данные, представленные в статье, могут быть использованы при организации исследовательской работы студентами, магистрантами, аспирантами в области логопедии. Подходы к коррекции фонетико-фонематических компонентов речи могут быть полезны учителям-логопедам в практической деятельности, направленной на коррекцию нарушений устной и письменной речи у детей.
Ключевые слова: фонематические компоненты речи; фоносемантика; знаково-символические обозначения; фонематический анализ; фонематическое восприятие; дисграфия; гласные звуки; согласные звуки; мышление детей; логопедия; школьники; нарушения речи; дети с нарушениями речи; нарушения письма.
Abstract: The urgency of the article is determined by the need to develop methods of rehabilitation-educational support for students with writing disabilities, since the number of schoolchildren with dysgraphia is growing and their problems are caused by the lack of development of thinking operations (analysis, synthesis, representations). The article deals with the description of some methods of work facilitating the development of phonemic perception, phonemic awareness, and phonemic analysis and synthesis in students with writing disabilities. It presents the author's approach to the differentiation of vowels and consonants and their sign-symbolic designation and describes the stages of rehabilitation-educational work, which is universal, since it can be carried out in a preschool education institution in preparing children with severe speech impairments for school and while treating dysgraphia during schooling. The article presents comparative data on the number of students with various types of dysgraphia and analytical data about the results of the phased pedagogical activity proposed by the author and aimed at overcoming disorders of the phonemic components of speech in students with oral and written speech impairments. The statistical data presented in the article can be used in the organization of research work by undergraduate students, master’s degree students, and post-graduate students in the field of speech therapy. The approaches to the rehabilitation of phonetic and phonemic components of speech can be useful for teachers-logopedists in their practical activities aimed at treatment of oral and written speech disorders in children.
Key words: phonemic speech components; phonosemantics; sign-symbol designations; phonemic analysis; pho-nemic perception; dysgraphia; vowels; consonants; children’s thinking; logopedics; schoolchildren; speech dis-orders; children with speech disorders; writing disabilities.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.