Архив журнала
Социально-психологический контекст инклюзивного образования
- 411
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена социально-психологическим проблемам включения детей с нарушениями раз-вития в систему инклюзивного образования. Интегрированное обучение является новым и для детей, и для учителей, и для родителей. Вхождение в этот процесс для всех его участников является весьма непростым и требует осмысления с точки зрения психологии. Многие родители и учителя негативно относятся к интегрированному обучению детей, опасаясь того, что дети с проблемами развития не могут быть положительным примером для других, а учителю придется обращать на них больше внимания, чем на остальных учащихся. Психологические исследования, проведенные в этом направлении, показали значимость социально-психологического контекста в инклюзивном образовании. Формирование образа проблемного ребенка в индивидуальном и общественном сознании оказывает существенное влияние на «принятие» его другими людьми и формы взаимодействия с ним. Переструктурирование взгляда на проблемного ребенка, целенаправленное развитие его социального взаимодействия создает условия для психологической экологии школьного коллектива при инклюзивном обучении и способствует развитию личности всех детей и повышению эффективности обучения детей с нарушениями развития.
Ключевые слова: психологическая информация; психологическая реальность; картина мира; социальное взаимодействие; психологическая экология жизни; инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда.
Abstract: The article is devoted to the socio-psychological issues of teaching children with developmental disabilities in the system of inclusive education. Integrated learning is new both for the children and for the teachers and the parents. The inclusion in this process is rather difficult for all the participants and requires a psychological interpretation from the point of view of psychology. Many parents and teachers have a negative attitude to integrated learning of children, fearing that children with developmental problems may not serve as a positive example for others, and the teacher will have to pay more attention to them than to other students. Psychological research conducted in this area has shown the sinificance of the socio-psychological context in inclusive education. The formation of the image of a problem child in individual and public consciousness has a significant impact on the “acceptance” of it by other people and the forms of interaction with it. Restructuring the view of the problem child and the purposive development of its social interaction creates positive conditions for improvement of the psychological eco-logy of the school team in inclusive edu-cation, facilitates development of the personality of all children and enhances the effectiveness of teaching children with developmental disabilities.
Key words: psychological information; psychological reality; worldview; social interaction; psychological ecology of life; inclusion; inclusive education; inclusive educational environment.