Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено электрофизиологическим маркерам сознания и когнитивных функций у детей раннего возраста. Дается представление о сознании, дефиниция соответствующих терминов, относящихся к неонатальному периоду. Перечислены основные визуальные электроэнцефалографические (ЭЭГ) паттерны как оптимальный вариант функционирования головного мозга новорожденного: продолженная активность основных λ- и θ-ритмов с амплитудой потенциалов 25—50 мкВ и наслоением β-активности. При угнетении сознания различной степени выраженности на модели неонатальной гипоксическиишемической энцефалопатии формируются низковольтная λ- и θ-кривая, паттерн «вспышка-супрессия», периодическая кривая вплоть до изопотенциальной линии. Представлены собственные результаты ЭЭГ-картирования у новорожденных, отражающие активность мозга в норме и при угнетении сознания (летаргии). Показана роль акустических стволовых потенциалов в определении уровня сознания в этот период. В процессе формирования когнитивных функций, в частности процесса принятия решений, происходит трансформация биоэлектрической активности головного мозга младенца. Наиболее релевантными становятся исследования осцилляций на электроэнцефалограмме и связанные с событиями вызванные потенциалы. Особое место в вызванной электрической активности головного мозга занимает «поздняя медленная волна», которая может быть маркером формирования «сознания» в общепринятом смысле этого понятия, а также коррелятом одной из когнитивных функций — оперативной памяти. Однако протокол проведения исследования вызванной активности нейрональных систем у младенца на практике трудновыполним, поэтому основным методом изучения коррелятов когнитивных функций у ребенка раннего возраста остается осцилляторный анализ ЭЭГ.
Ключевые слова: младенцы; младенчество; ранний возраст; дошкольники; сознание детей; когнитивные функции; электроэнцефалография; электро-энцефалограммы; нейрофизиология.
Abstract: The study is devoted to electrophysiological markers of con-sciousness and cognitive functions in young children. The concepts of con-sciousness and definitions of the terms referring to the neonatal period are given. The main visual electroencephalographic (EEG) patterns are presented as an optimal option for the functioning of the brain of the newborn: continuous activity of the basic λ- and θ-rhythms with potential amplitudes ranging between 25-50 µV and β—activity interference. If a certain degree of brain activity inhibition occurs, the model of neonatal hypoxicischemic encephalopathy registers low-voltage λ- and θ-curves, a “burst-suppression” pattern and a periodic curve that may turn into an isopotential line. The authors present their own results of the EEG-mapping in infants in normal and lethargic conditions. The study shows the role of brainstem acoustic evoked potentials in determining the level of consciousness in this period. In the process of formation of cognitive functions, and specifically the decision-making process, there happens a transformation of the bioelectric activity of the baby’s brain. In this case, investigation of the EEG oscillations and event-related evoked potentials becomes more relevant. A special place in the induced electrical activity of the brain is occupied by the “late slow wave”, which can be a marker of the formation of “consciousness” in the generally accepted sense of the term, as well as a correlate of one of the cognitive functions — short-term memory. However, the protocol for conducting a study of the evoked activity of neuronal systems in an infant is difficult to implement in practice; therefore, oscillatory EEG analysis remains to be the main method of exploration of the correlates of cognitive functions in a child at an early age.
Key words: infants; infancy; early age; preschoolers; children’s consciousness; cognitive functions; electroencephalography; electroencephalographs; neurophysiology.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.