Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена оценке качества дошкольного образования по показателю адаптивности программы и индикатору вариативности форм дошкольной образовательной организации, которая имеет в своей структуре консультативный центр для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих семейное образование. Как значимый аспект комплексного сопровождения мы выделили вариативность типов и форм взаимодействия с семьей ребенка с отклонениями в развитии в процессе получения детьми образования. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся помощи родителям по определению дальнейшей траектории образовательного процесса ребенка с ОВЗ. Представлены материалы исследования, проведенного на основе некоторых данных из Международной классификации функционирования (МКФ). Проанализированы основные положения ограничений жизнедеятельности и здоровья, представленные в МКФ, выделен круг вопросов, на которые предложено было ответить родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. В статье рассматриваются результаты анкетирования, которое строится на основе опросника «Список потребностей родителей (СПР)», по материалам которого изучались когнитивные и конативные компоненты. Описывается опыт функционирования сайта учреждения, блогов групп и элементов дистанционных образовательных курсов, созданных педагогами образовательных организаций для родителей и детей с ОВЗ. Представлены варианты взаимодействия с семьями этих детей педагогов, работающих в структуре Консультативного центра, а также в пространстве виртуального общения — блогов, сайта «Инклюзивное педагогическое БЮРО».
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольники; дошкольные образовательные организации; родители; педагоги; педагогическое взаимодействие; консультативные центры; сопровождение семьи; опросники; онлайн-консультирование.
Abstract: The article deals with the assessment of the quality of preschool education with relation to the degree of adaptivity of the program and the indicator of variability of the forms of preschool education institution which has in its structure a counseling center for parents caring for children with disabilities and providing family education. Variability of types and forms of interaction with the family of the child with developmental disorders in the process of getting education has been chosen by the authors as a significant aspect of complex pedagogical support. The article dwells on the issues related to the assistance that could be given to the parents in planning the educational trajectory of the child with disability. The article presents the materials of the study carried out on the basis of some data from the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). It analyzes the main restrictions on the functioning of persons with disabilities included in the ICF and formulates the questions which the par-ents of the children with disabilities are expected to answer. The study examines the results of a questionnaire based on the “Parents’ Needs List” on the material of which cognitive and conative components are considered. The authors describe the experience of running the site of the institution and organizing group blogs and elements of distance education courses created by the pedagogues of education institutions for the parents of children with disabilities. The article presents variants of interaction between the families of these children and the pedagogues working at the Counseling Center and in the virtual communication environment – various blogs and the site “Inclusive Pedagogical Bureau”.
Key words: disabilities; children with disabilities; preschool children; preschool education institutions; parents; pedagogues; pedagogical interaction; counseling centers; family support; questionnaires; online counseling.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.