Архив журнала
Проявления тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях социальной депривации
- 410
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проявление тревожности в эмоциональной сфере учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Предметом нашего исследования стал ряд структурных компонентов состояния тревожности у различных гендерных групп — девочек и мальчиков 7—8-летнего возраста, обучавшихся в школе-интернате для детей с нарушениями развития и имевших диагноз «задержка психического развития церебрально-органического генеза». В качестве темы исследования была избрана тревожность, являющаяся серьезной проблемой в деле обучения и воспитания, и особенности ее проявления у ребенка с ЗПР. Методом исследования был избран психологический рисуночный тест М. А. Панфиловой, с помощью которого выявлялись изучаемые характеристики предмета нашего исследования. Целевой установкой исследования стало изучение особенностей и глубины тревожности как важного аспекта психического состояния детей, дифференциация и сравнение ее показателей у различных гендерных групп, что в дальнейшем должно стать основой для разработки средств и методов коррекционного воздействия на эмоциональное состояние испытуемых. В результате нашей работы были выявлены наиболее информативные параметры тревожности; ими оказались величина рисунка и особенности его штриховки, которые можно рекомендовать психологам в диагностике тревожности как мальчиков, так и девочек 7—8-летнего возраста, имеющих задержку психического развития. В качестве заключения констатируется, что глубина состояния тревожности является важным компонентом наличия социальной депривации изучаемого контингента детей.
Ключевые слова: тревожность; эмоциональное состояние; депривация.
Abstract: The article discusses the manifestation of anxiety in the emotional sphere of primary school children with disorders of psychological development (DPD). The scope of the study includes a number of structural components of the state of anxiety in different gender groups — girls and boys of 7-8 years of age, who learn at a boarding school for children with developmental disabilities and have a diagnosis of “mental retardation of cerebral-organic genesis”. Anxiety and the peculiarities of its manifestation in a child with DPD, which is a serious problem of education and upbringing, were chosen as the object of research. The graphic test of M. A. Panfilova was chosen as a research method for the study of the object under investigation. The goal of the study was to explore the characteristics and degree of anxiety as an important aspect of the psychological state of the children and to differentiate and compare its indicators in different gender groups, which should become a basis for the development of the means and methods of rehabilitative intervention in the future. As a result of the work, the authors have identified the most informative parameters of anxiety. They turned out to be the size of the pattern drawn and the kind of its hatching, which can be recommended to psychologists in the diagnostics of anxiety of both boys and girls of 7-8 years of age with disor-ders of psychological development. By way of conclusion it is stated that the degree of anxiety is an important component indicating the presence of social deprivation of the group of children under study.
Key words: anxiety; emotional state; deprivation.