Файл статьи: PDF
Аннотация: Современное состояние специального и общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху в нашей стране обязывает сурдопедагогов, сурдопсихологов и других участников сопровождения искать новые и более эффективные пути для успешного развития учебных и социальных компетенций воспитанников. Ввиду своеобразия развития лиц с ОВЗ по слуху, многие сурдопедагоги и педагоги-психологи сталкиваются с трудностями при обучении и проведении психолого-педагогической работы с обучающимися этой группы. Сложности заключаются в специфических трудностях при восприятии предъявляемого специалистами материала: зачастую обучающийся полностью не может понимать обращенной предъявляемой ему информации, при ответе или выполнении не может излагать свои мысли последовательно и с использованием лексико-грамматических норм языка. Это относится как к устной, так и к письменной форме речи. Вышеперечисленные причины становятся серьезным препятствием при работе с заданиями, представленными в вербальной форме (тесты, опросники, анкеты и др.). Как показывает практика, большая часть психологического инструментария для диагностики, не считая методик для диагностики познавательной сферы дошкольного и младшего школьного возраста, представлена в виде тестов или опросников, которые плохо воспринимаются лицами с ОВЗ. Они не могут понять инструкцию к заданию, что ведет к его неправильному выполнению, а также не понимают смысла содержания самих высказываний. С учетом данных обстоятельств ставится вопрос об эффективности и надежности применяемой без соответствующей адаптации психологической диагностики и, как следствие, малой эффективности психологического сопровождения в целом. Для решения данной проблемы необходим учет всех особенностей восприятия лиц с ОВЗ по слуху, а также адаптация всего вербального диагностического инструментария исходя из этих особенностей.
Ключевые слова: психологическая диагностика; федеральный государственный образовательный стандарт; адаптированная основная общеобразовательная программа; психологическое сопровождение; диагностика лиц с ОВЗ; сурдопсихология; обучающиеся с нарушениями слуха.
Abstract: The current state of special and general education of people with hearing disabilities in our country obliges surdopedagogues, surdopsychologists and other participants of support to look for new and more effective ways for successful development of educational and social competences of students. Due to the peculiar development of people with hearing loss, many surdopedagogues and educational psychologists face problems with teaching and conducting psychological and pedagogical work with students of this group. Many problems are caused by specific difficulties in the perception of the material presented by the specialists: quite often, the student cannot fully understand the information addressed to them; when responding in a verbal or non-verbal form, they cannot express their thoughts logically using the lexical and grammatical norms of the language. This applies both to oral and written speech. The abovementioned reasons become a serious obstacle in the work with the tasks presented in the verbal form (tests, worksheets, questionnaires, etc.). As practice shows, most of the psychological diagnostic tools, with the exception of the methods of diagnosing the cognitive sphere of preschool and primary school children, are presented in the form of tests or questionnaires which can hardly be properly perceived by pupils with disabilities: they cannot understand the instructions to the task, which leads to incorrect task performance, and do not understand the meaning of the utterances themselves. Taking into account these circumstances, the question is raised about the effectiveness and reliability of the psychological diagnostics carried out without appropriate adaptation, and, as a result, with low effectiveness of psychological support in general. To solve this problem, it is necessary to take into account all specific features of perception of people with hearing loss, as well as to adapt the verbal diagnostic tools to match these features.
Key words: psychological diagnostics; federal state educational standard; adapted basic general education program; psychological support; diagnostics of persons with disabilities; surdopsychology; pupils with hearing loss.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.