Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается развитие системы взаимодействия участников педагогического процесса в условиях инклюзивного образования: педагогов, обучающихся, родителей. Кратко характеризуются особенности инклюзивного образования в России на современном этапе. Наряду с преимуществами анализируются проблемы, встающие перед организаторами инклюзии: неготовность образовательного учреждения к осуществлению инклюзии, психологическая и методическая неготовность педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики, сложность межличностных отношений между партнерами инклюзивного образования. Приводятся данные исследований, проведенных на базе Института специального образования в рамках магистерской программы «Инклюзивное образование детей с различными формами дизонтогенеза», которые отражают взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей, включенных в процесс инклюзии. Выделяются основные направления в развитии отношений «школа — семья»: повышение педагогической культуры педагогов и родителей, взаимодействие и сотрудничество между участниками инклюзивного образования. Определяется роль традиционных и новых форм в системе взаимодействия «школа — семья» в условиях инклюзивного образования: формирование абилитационной и реабилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ, лекции приглашенных специалистов, тренинги-знакомства, форумы на сайтах, повышение квалификации педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, совместная проектная деятельность, масштабные проекты, выходящие за пределы школьной среды (инклюзивный театр-студия «ORA» г. Екатеринбурга, I Всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья). Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП); комфортная образовательная среда; сотрудничество и взаимодействие партнеров инклюзии.
Abstract: The article deals with the development of the system of interaction between the participants of the pedagogical process under the conditions of inclusive education: pedagogues, pupils, and parents. The article provides a brief overview of inclusive education in Russia at the present stage of its history. Alongside with the advantages, the article analyzes the challenges the organizers of inclusive education face: absence of conditions for the organization of inclusive education; psychological and methodological inability of the pedagogical team to implement inclusive practice at an education institution; complexity of interpersonal relations between the partners of inclusive education. The article contains the data obtained in the course of studies carried out at the Institute of Special Education within the framework of the Master’s degree program “Inclusive Education of Children with Various Forms of Dyson-togenesis”, which reflect the interaction between the pedagogues, learners and their parents in the process of inclusion. The article highlights the main areas in the development of the relationships between the school and the family: improvement of the pedagogical culture of the teachers and parents and interaction and cooperation between the participators of inclusive education. The authors de-termine the role of traditional and new forms in the interaction system “school – family” under the conditions of inclusive education: formation of abilitation and rehabilitation competence of the parents of the children with disabilities, lectures given by visiting scholars, meetings with specialists, web site forums, advanced in-service training of teachers in the problems of education of children with disabilities, group project activity, large-scale projects, going beyond the school environment (Ekaterinburg inclusive theater-studio “ORA”, The First World Congress of People with Disabilities). The article is addressed to students completing courses in the training area 44.03.03 “Special (Defectological) Education” and to pedagogues and all participants of the system of inclusive education.
Key words: inclusive education; pupils with disabilities; adapted basic general educa-tion programs (ABGEP); comfortable education environment; cooperation and interaction between partners in inclusive education.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.