Архив журнала
О формировании ценностей социального поведения у детей с расстройствами аутистического спектра путем трансляции сказки в методе Томатиса
- 591
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Отмечается, что социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) осложняется трудностями с интерактивной коммуникацией. Для снижения выраженности нежелательного, полевого, агрессивного и аутодеструктивного поведения используются методы биоакустической обратной связи, в том числе метод Томатиса (осуществляется воздействие на головной мозг пациента посредством трансляции через наушники и датчик костной проводимости классической музыки, сказок или установок, произносимых голосом матери). Эмпирическое наблюдение в течение двух лет за детьми, занимающимися по методу Томатиса, выявило, что у детей с РАС, которые слушали сказку «Маленький принц», по сравнению с теми, кто слушал сонаты Моцарта, отмечается более выраженное снижение уровня агрессивности (аутодеструктивности), а также более высокий уровень доброжелательности и готовности к контакту. Была выдвинута гипотеза, что сказка «Маленький принц» обладает психосемантической структурой, формирующей у ребенка с РАС ценности эмпатийности и коммуникативности и также снижающей агрессивное (аутоагрессивное) поведение. Анализируется воздействие текста сказки «Маленький принц» на акцентуации психики ребенка с расстройством аутистического спектра, показано, за счет каких психосемантических механизмов текста сказка формирует понимание и интериоризацию ценностей ребенком, у которого социальные и личностные ценности еще вообще не сформированы. Доказана особая эффективность био-акустического метода Томатиса с использованием материнского голоса с целью усиления воздействия дискурса сказки.
Ключевые слова: детский аутизм; расстройства аутистического спектра; социальное поведение; социальная направленность; агрессия; сказки; сказкотерапия; архетипы; арт-терапия; психотерапия; методы психотерапии.
Abstract: The paper notes that socialization of children with autism spectrum disorder (ASD) is made even more difficult by problems with interactive communication. The methods of bioacoustic feedback, and specifically the Tomatis method (the patient’s brain is stimulated by translating through earphones and bone conduction headset classical music, fairy tales or stimuli pronounced by the mother) are used to reduce the degree of manifestation of undesirable, field, aggressive or autodestructive behavior. The empirical observation of children training by the Tomatis method for a period of two years revealed that patients with ASD who listened to the fairy tale “The Little Prince” demonstrated a more marked reduction of the level of aggression (autodestructiveness) and a higher level of kindness and readiness to get in contact in comparison to the children who listened to the sonatas by Mozart. The authors posed a hypothesis that the fairy tale “The Little Prince” possesses a psycho-semantic structure forming in the child with ASD the values of empathy and communicability, and reducing the aggressive (autoaggressive) behavior. The article analyzes the impact of the text of the fairy tale “The Little Prince” on accentuations of the psyche of the child with ASD. It is shown what psycho-semantic mechanisms of the text of the fairy tale form understanding and interiorization of the values by the child, in whom social and personal values have not been formed yet. The article proves the specific effectiveness of the bioacoustic method of Tomatis using the mother’s voice to enhance the impact of the fairy tale discourse.
Key words: children’s autism; autism spectrum disorder; social behavior; social orientation; aggression; tales; fairy tale therapy; archetypes; art therapy; psychotherapy; psychotherapy methods.