Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема оказания психолого-педагогической и социально-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на стыке двух теоретических парадигм: сопровождения и тьюторства. Авторами предпринята попытка учесть самые актуальные, методологически обоснованные и практико-ориентированные подходы в обеих парадигмах и создать педагогическую модель поддержки ребенка с ОВЗ и членов его семьи на этапе среднего звена школы. Исследование основано на данных, полученных в инклюзив-ной образовательной организации — средней общеобразовательной школе № 73 г. Челябинска. На конкретном примере рассмотрены меняющиеся целевые ориентиры, этапы сопровождения, возможности корректировки индивидуальной образовательной программы, процесс становления у ребенка ценностных учебных и личностных установок. Рассмотрены возможности выполнения функций тьютора педагогами службы сопровождения школы. Сделан вывод о предпочтительности выполнения этих функций специально подготовленным квалифицированным педагогом-тьютором. В итоге обоснована и представлена апробированная модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором обучающихся с ОВЗ, реализуемая в условиях интегрированного обучения на этапе среднего звена общеобразовательной школы. Модель тьюторского сопровождения предполагает следующие этапы: 1) мотивационный (диагностический) этап; 2) ориентировочный (консультативно-проектный) — обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности каждого варианта, выбор методов; 3) содержательно-операционный (деятельностный); 4) оценочный (рефлексивный).
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; инклюзия; инклюзивное образование; интегрированное обучение; педагогическое сопровождение; педагоги-тьюторы; тьюторство; стимулирующее общение; индивидуальные образовательные программы.
Abstract: This paper considers the problem of provision of psycho-pedagogical and socio-pedagogical support to children with disabilities on the borderline between two theoretical paradigms: support and tutorship. The authors have made an attempt to take into account the most urgent methodologically validated and practically oriented approaches within both paradigms and to create a pedagogical model of support for children with disabilities and the members of their families at the intermediate secondary school stage of learning. The study is based on the data obtained in an inclusive education institution – Chelyabinsk Secondary General Education School No 73. The authors analyze the changing value-based orientations, support stages, opportunities of modification of individual educational programs, and the process of formation of value-based learning and personal aims in the child on concrete examples. The chances of performing the functions of the tutor by the pedagogues of the school support team of specialists have been considered. The article makes a conclusion that it is desirable that these functions be performed by a specially trained pedagogue — a tutor of children with disabilities. As a result, a tested model of pedagogical support for children with disabilities by a tutor realized under the conditions of integrated education at the intermediate secondary school stage of learning has been substantiated and presented. The tutor support model presupposes the following stages: 1) motivational (diagnostic) stage; 2) orientation (consultative-project) stage — discussion of the variants of the problem solution with all those interested, making predictions about the effectiveness of each variant, choice of methods; 3) content-operational (activity-based) stage; 4) assessment (reflective) stage.
Key words: children with disabilities; SEND; disabilities; inclusion; inclusive education; integrated education; pedagogical support; tutors; tutorship; stimulating communication; individual educational programs.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.