Файл статьи: PDF
Аннотация: Нарушения развития речи у детей приводят к негативным последствиям для развития их когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, а также вызывают изоляцию, сдержанность, чувства неполноценности и другие психологические изменения. Алалия, которая является одним из тяжелых нарушений речевого развития, оказывает значительное негативное влияние на психосоциальное функционирование детей. Непонимание речи ребенка взрослыми, неприятие собственной речи ведут к трудностям в установлении и поддержании контакта с окружающими, что приводит к вторичному дефекту, который проявляется в искажении развития эмоциональной сферы. Ранняя коррекция речи дошкольников необходима для гармоничного развития ребенка. Характеризуется разработанная с опорой на практический опыт коррекционная программа, направленная на профилактику и коррекцию вторичных нарушений развития, а именно на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего до-школьного возраста с речевым диагнозом «алалия», в условиях реабилитационного центра. В рамках данной программы используется целый комплекс различных психологических методов реабилитации, современные технологии, такие как тренировочный комплекс «Опти-музыка», «Сенсорная комната», специализированные компьютерные программы, игровые комплексы «Монтессори» и «Пертра». Наряду с данными методами, используются и нейропсихологические коррекционно-восстановительные процедуры, в том числе проводимые на оборудовании биологически обратной связи («БОС-тренинг»), методы коррекционной педагогики, такие как игро- и арт-терапии. Предполагается, что данная программа может рассматриваться как один из эффективных вариантов комплексного воздействия на детей с алалией для нормализации их эмоционального состояния, коррекции ряда речевых и интеллектуальных нарушений.
Ключевые слова: старшие дошкольники; дошкольная логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; алалия; эмоционально-волевая сфера; развитие речи; коррекционная работа.
Abstract: Speech development disorders in children lead to negative consequences for the development of their cognitive processes, emotional-volitional sphere, as well as cause isolation, restraint, feelings of inferiority and other psychological conditions. Alalia, which is one of the most severe disorders of speech development, has a significant negative effect on the psychosocial functioning of children. Inability to understand the child’s speech by adults, and the rejection of their own speech by the children themselves lead to difficulties in establishing and maintaining contact with others, which leads to a secondary defect, which manifests itself in impairment of the development of the emotional sphere. Early speech correction of preschoolers is necessary to ensure harmonious development of the child. The paper characterizes a rehabilitation program worked out on the basis of practical experience and aimed at prevention and rehabilitation of secondary developmental disorders, specifically, at the formation and development of the emotional-volitional sphere in senior preschool children with alalia, under the conditions of a rehabilitation center. Within the framework of this program, a whole range of various psychological methods of rehabilitation are used, including such modern technologies as the training complex “OptiMusic”, “Sensory Room”, specialized computer programs, and play complexes “Montessori” and “Pertra”. Neuropsychological rehabilitation procedures, including those involving biofeedback equipment (“BFB training”), methods of special pedagogy such as game and art therapy are used along with these methods. It is assumed that this program can be considered as one of the effective means of complex intervention in cases of children with alalia for normalization of their emotional state and treatment of a number of speech and intellectual disorders.
Key words: senior preschool children; preschool logopedics; speech disorders; children with speech disorders; alalia; emotional-volitional sphere; speech development; rehabilitation work.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.