Архив журнала
Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации
- 672
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых значительную часть составляют «безречевые» дети, средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Дается описание системы пиктографического кода, методика обучения использованию пиктографического кода, последовательность формирования потребности к самостоятельному инициированию коммуникативных контактов с коммуникативным партнером с помощью средств альтернативной и (или) дополнительной коммуникации. Овладение методикой коррекционно-педагогической работы с использованием системы альтернативной коммуникации дает возможность активно взаимодействовать с безречевыми детьми и создавать условия для их посильной социализации. Для методически грамотной последовательности работы с безречевыми детьми использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет решить три основные задачи, которые представ-лены в статье. Во-первых, необходимо обучать детей, готовя их социализации, раскодированию многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от различных контактов с внешней средой. Во-вторых, важно поддерживать у детей экспрессивную речь. В-третьих, необходимо вводить детей в азбучное чтение путем замены символических изображений графическими изображениями букв.
Описывается, каким должен быть кодовый словарь. Обращается внимание на то, что слова, принадлежащие к одним и тем же семантическим группам, должны выражать, насколько возможно, одну и ту же идею. Символы должны отображать как можно более широкие понятия. Дается описание цвета фона для пиктограмм, разработанных авторами статьи. Соотнесение грамматических категорий слов с цветным фоном является стратегическим путем для обучения функциональным связям элементов в предложении через подключение синтаксиса. Предложена последовательность обучения ребенка использованию пиктографического кода. Представлены этапы работы с пиктограммами, а также описаны упражнения по использованию системы пиктографических символов, которые представлены двумя группами: упражнения по освоению системы пиктографических символов; упражнения по применению системы пиктографических символов.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация; пиктографические коды; пиктографические символы; дети с нарушениями речи; нарушения речи; логопедия; неговорящие дети.
Abstract: The article deals with the issues of teaching children with disabilities, among whom ‘non-speaking’ children make up a considerable part, by means of supplementary and alternative communication. The authors provide a description of the system of pictographic code, the methods of teaching how to use the pictographic code, the sequence of formation of the need to independently initiate communicative contacts with the interlocutor via the means of alternative and (or) supplementary communication. The methods of rehabilitation-pedagogical work employing the system of alternative communication facilitate active interaction with non-speaking children and create conditions for their feasible socialization. In order to organize the methodologically accurate sequence of work with non-speaking children, the use of pictographic code in each concrete case allows solving the three problems highlighted in the article. First, while preparing children for socialization, it is necessary to teach them to decode numerous messages and communication signals coming in this form via various contacts with the environment. Second, it is important to promote children’s expressive speech. Third, it is necessary to involve children in alphabetical reading via replacing symbolic images by graphical images of letters.
The article describes the specific features of a code vocabulary. It is stressed that the words belonging to the same semantic group should express, as far as possible, one and the same idea. The symbols should reflect the broadest notions possible. The authors describe the background color for the pictograms worked out by them. Correlation of the word grammatical categories with the colored background is a special strategy aimed to teach functional ties between sentence elements through involving syntax. The authors suggest a sequence of actions to teach the child to use pictographic code. The article singles out stages of work with pictograms, and describes exercises on the use of the system of pictographic symbols represented by two groups: exercises on acquisition of the system of pictographic symbols; exercises on application of the system of pictographic symbols.
Key words: alternative communication; pictographic codes; pictographic symbols; children with speech disorders; speech disorders; logopedics; non-speaking children.