Вам может быть интересно:
Архив журнала
Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики
- 537
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Теоретическое осмысление современного состояния данной области позволило сделать вывод о том, что сегодня доминирующим подходом к нравственному воспитанию становится коммунитарный, опирающийся на идеи социального порядка, способствующий развитию общинных связей, формированию коллективизма. Данная установка отражена в современных нормативных документах: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральные государственные образовательные стандарты. Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области показывает, что словосочетание «нравственное воспитание» сегодня постепенно заменяется «социально-нравственным воспитанием», «социально-нравственным развитием». Такая тенденция обнаруживается и в дошкольной педагогике (работы таких авторов, как Л. В. Абрамова, Р. С. Буре, С. М. Зырянова, Н. А. Каратева, Г. М. Киселева, И. Ф. Слепцова и др.). Именно на изучение социально-нравственных представлений детей дошкольного возраста направлены многие соответствующие методики диагностики: объяснить поступки детей, их взаимоотношения друг с другом и взрослыми, дать оценку этим поступкам (т. е. соотнести ситуацию с нравственной нормой). Проведенное соответствующее исследование с детьми старшего до-школьного возраста показало, что респонденты в целом с интересом включались в обсуждение поступков детей, так как разбираемые ситуации соотносились с их личным опытом. Менее продуктивной оказалось соотнесение детьми ситуации с определенной нравственной нормой, а именно этот аспект и обеспечивает коммунитарную направленность социально-нравственного развития подрастающего поколения. Это в целом не только свидетельствует о представлениях детей и усвоенных ими правилах поведения в микросообществе, но и дает основание для более точного проектирования работы воспитателей и родителей в аспекте социально-нравственного воспитания.
Ключевые слова: социально-нравственное воспитание; социально-нравственное развитие; нравственность; дошкольники; коммунитарный подход; социализация детей.
Abstract: The article considers the issues of socio-moral education and development of preschool children. A theoretical survey of the modern state of the given area of investigation made it possible to make a conclusion that today the communitary approach to moral education focusing on the ideas of social order and facilitating the development of social ties and formation of collectivism becomes the dominant one. This purpose is reflected in the modern normative documents: the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, “The Concept of Spiritual-Moral Development and Education of the Personality of a Citizen of Russia”, and federal state educational standards. Analysis of theoretical and practice-oriented research in the given area shows that the word combination “moral education” is gradually replaced today by “socio-moral education” and “socio-moral development”. The same tendency is found in preschool pedagogy as well (see the works of such authors as L. V. Abramova, R. S. Bure, S. M. Zy-ryanova, N. A. Karateva, G. M. Kiseleva, I. F. Sleptsova, etc.). It is the study of socio-moral ideas of preschool children that the majority of modern diagnostic procedures are aimed at: to explain the actions children perform and their relations with each other and adults, to assess these actions (i.e. to correlate the situation with the moral norm). The corresponding study of senior preschool children showed that the respondents involved in the discussion of the children’s actions actively and interestedly, because the situations under analysis were relative to their own experience. Correlation of the situation with a certain moral norm appeared to be more difficult for the children, but it is this component that ensures the communitary orientation of socio-moral development of the growing generation. In general, this fact does not only demonstrate the ideas of children and their acquired rules of behavior in a micro-society, but also gives ground for more precise planning of the work of the tutors and parents in the aspect of socio-moral education.
Key words: socio-moral education; socio-moral development; morality; preschool children; communitary approach; socialization of children.