Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема дифференциации предпосылок вербальной коммуникации у младших дошкольников с отсутствием общеупотребильной речи, включенных в образовательную инклюзивную модель. Представлен модифицированный вариант методики дифференциальной диагностики моделирования коммуникативных, игровых ситуаций, что является валидным инструментом, позволяющим оценить степень сформированности речеязыковых функций. На основе анализа результатов экспериментального исследования определены основные диагностические критерии дифференциации предпосылок вербальной коммуникации у неговорящих детей. Дано сравнительное описание и оценка степеней сформированности предпосылок коммуникативно-речевого развития на основе персонифицированного подхода. Количественно-качественный анализ результатов позволил нам определить три степени развития речеязыковой компетенции детей с учетом выделенных направлений и предпосылок (параметров) вербальной коммуникации. Различия в предпосылках речевой коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с отсутствием общеупотребительной речи представлены в виде «диагностического профиля». Обозначенные особенности должны быть учтены педагогами, реализующими специальные индивидуально ориентированные программы коррекционно-развивающей работы, что позволит совершенствовать умения, навыки и жизненные компетенции у детей данной категории, для дальнейшей успешной социализации.
Ключевые слова: дифференциальная диагностика; вербальная коммуникация; дошкольная логопедия; младшие дошкольники; дети с нарушениями речи; нарушения речи; персонифицированный подход; средства коммуникации; инклюзивное образование; инклюзия; неговорящие дети.
Abstract: The article deals with the problem of differentiation of preconditions of verbal communication among non-speaking junior preschool children in the educational inclusive model. The author presents a modified variant of the method of differential diagnostics of modeling communicative game-based situations, which is a valid instrument of assessment of the level of formation of verbal linguistic functions. Based on the analysis of experimental research, the article defines the main diagnostic criteria of differentiation of preconditions of verbal communication among non-speaking children. The article contains a comparative description and assessment of the levels of formation of precondi-tions of communicative-verbal development on the basis of the personified approach. A qualitative-quantitative analysis allowed the author to single out three levels of development of verbal linguistic competence of the children corresponding to the distinguished areas and preconditions (parameters) of verbal communication. The differences between the preconditions in the non-speaking children of the junior preschool age are presented in the form of a “diagnostic profile”. These specific features should be taken into account by the pedagogues realizing special individual-centered programs of rehabilitation-educational work, which would make it possible to develop the habits, skills and life competences in the children of the given category for their further successful socialization.
Key words: differential diagnostics; verbal communication; preschool logopedics; junior schoolchildren; children with speech disorders; speech disorders; person-centered approach; means of communication; inclusive education; inclusion; non-speaking children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.