Архив журнала
Особенности изучения коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
- 416
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье охарактеризована сущность универсальных учебных действий, что потребовало анализа таких нормативных документов, как Концепция развития универсальных учебных действий и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Особое внимание уделено характеристике коммуникативных универсальных учебных действий, в том числу у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзивной практики. Целью исследования является разработка методики изучения коммуникативных универсальных учебных действий у детей указанной категории и обоснование критериев сформированности их уровней. Методика ориентирована на изучение трех групп универсальных учебных действий: во-первых, действий по передаче информации; во-вторых, действий, связанных с владением знаниями о правилах речевого этикета и умениями применять их в конкретной ситуации общения; в-третьих, действий, связанных с особенностями взаимодействия субъектов образования в различных видах деятельности. В статье представлены результаты апробированной методики, позволяющие характеризовать уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно у обучающихся с церебральным параличом.
Ключевые слова: универсальные учебные действия; коммуникативные универсальные учебные действия; младшие школьники; детский церебральный паралич; ДЦП; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Abstract: The article describes the essence of universal learning actions on the basis of analysis of such normative documents as the Concept of Development of Universal Learning Actions and the Federal State Educational Standard for Primary General Education (FSES PGE). Special attention is paid to the characteristic of communicative universal learning actions, specifically in primary school children with disabilities, attending inclusive education institutions. The aim of the study is to develop a methodology for the study of communicative universal learning actions in the children of this category, and to work out the criteria for determination of the level of their formation. The methodology is focused on the study of three groups of universal learning actions: first, actions aimed at transfer of information; second, actions related to knowledge about the rules of speech etiquette and the ability to apply them in specific situations of communication; third, actions related to the peculiarities of interaction between the subjects of the process of education in various activities. The article presents the results of a tested system of methods allowing characterization of the levels of formation of communicative universal learning actions in one of the categories of primary school children with disabilities, namely: students with cerebral palsy.
Key words: universal learning actions; communicative universal learning actions; junior schoolchildren; children’s palsy; CP; children with musculoskeletal disorders.