Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), среди которых значительную часть составляют «безречевые» дети, средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Дается описание средств дополнительной коммуникации, которая может предлагаться для общения с детьми в случае выраженной дефицитарности устной речи. Она необходима для невербальной поддержки, дополняющей крайне ограниченные возможности использования речевых средств общения и обеспечивающей понимание вербальной информации, взаимодействие с окружающим миром. В статье описывается система средств альтернативной коммуникации, которую необходимо использовать с безречевыми детьми в случае отсутствия устной речи. Система альтернативной коммуникации включает жесты, графические и предметные символы. Представлены категории детей, которым полезно, а в ряде случаев необходимо предлагать для общения дополнительную и (или) альтернативную коммуникацию. Обосновывается эффективность обучения использованию альтернативной и дополнительной систем коммуникации с учетом ряда условий. Среди них выделяются: алгоритм изучения и введения графических символов; формирование понимания значений вводимых символов; реализация возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи; постоянная поддержка и комментирование любого коммуникативного сигнала со стороны ребенка; использование разнообразных форм взаимодействия; включенность обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс семейного воспитания; полисемантичность содержания символов и др. Рассматриваются система пиктографического кода, методика исследования и оценки графической коммуникации. Обосновывается необходимость выбора средств коммуникации, наиболее подходящих для конкретного ребенка с учетом особенностей его развития и состояния устной речи. Предлагается методика выявления и оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных, моторных возможностей ребенка как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системы коммуникации. Методика исследования и оценки графической коммуникации необходима для того, чтобы удостовериться в способностях каждого ребенка воспринять пиктографический код. Для этого предлагается шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Она включает исследование графического восприятия, способов/средств графического выражения и техники оперирования символическими изображениями, возможности графической передачи информации. Все представленные задания разрабатывались по одному плану и включают описание процедуры исследования, инструкцию, стимульный материал и систему оценки.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация; дополнительная коммуникация; пиктографический код; графическая коммуникации; дети с ограниченными возможностями здоровья; логопедия.
Abstract: The article deals with the issues of teaching children with disabilities, among whom ‘non-speaking’ children make up a considerable part, by means of supplementary and alternative communication. The authors provide a description of the means of supplementary communication which can be recommended for communication with children in cases of marked oral speech deficiency. It is imperative for non-verbal support supplementing utterly limited opportunities of the verbal communication means usage, and ensur-ing comprehension of verbal information and interaction with the surrounding world. The article describes a system of alternative communication means which should be used with non-speaking children in case of absence of oral speech. The system of alternative communication includes gestures and graphic symbols and symbolic objects. The authors single out categories of children for whom it is desirable, and sometimes necessary, to offer supple-mentary and/or alternative communication for interaction with other people. The article demonstrates the effectiveness of teaching how to use alternative and supplementary communication taking into account certain conditions. They include the following: algorithm of learning and introduction of graphic symbols; formation of understanding of the meanings of the symbols introduced; realization of the opportunity to use the symbols learnt immediately to solve communicative problems; constant support and commentary of any communicative signal produced by the child; application of various forms of interaction; inclusion of teaching communication as an inseparable part of the child’s life in the educational, rehabilitative and developing process and the process of family education; polysemantic nature of the symbols content, etc. The article outlines the system of pictographic code and the methods of investigation and assessment of graphic communication. It substantiates the necessity of choosing the communication means which maximally suit the given child, taking into account the specificity of their development and state of oral speech. The authors suggest a procedure of detection and assessment of communicative, cognitive, linguistic, psycho-social and motor abilities of the child as a potential user of supplementary and alternative communication systems. The methods of research and assessment of graphic communication are necessary in order to test the capability of each child to perceive the pictographic code. With this end in view, the authors suggest a scale of graphic communication skills presupposing observation and assessment of the child’s abilities to perceive and transfer graphic information. It includes the study of graphic perception, ways/means of graphic expression and techniques of manipulating symbolic images, and opportunities of graphic transfer of information. All tasks presented in the article have been made up on a uniform plan and include a research procedure description, an instruction, stimulus material and an evaluation system.
Key words: alternative communication; supplementary communication; pictographic code; graphic communication; children with disabilities; logopedics.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.