Файл статьи: PDF
Аннотация: Одним из актуальных вопросов отечественного специального образования выступает обновление содержания образования в целях соответствия современным социокультурным требованиям и запросам общества. Разработка содержательной части программ для умственно отсталых обучающихся все годы существования отечественной олигофренопедагогики осложнялась нехваткой квалифицированных специалистов, имеющих междисциплинарную подготовку в области обучения умственно отсталых детей и музыкального воспитания. Подобная проблема в последние годы решается путем включения в программы подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» дисциплины «Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью», формирующей представления о технологиях музыкального воспитания умственно отсталых детей. В отечественных исследованиях в области олигофренопедагогики, несмотря на востребованность и актуальность данной тематики, сравнительно мало представлены результаты разработки содержания музыкального воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Ключевые слова: музыкальное воспитание; олигофренопедагогика; умственно отсталые дети; умственная отсталость; методика преподавания музыки; методика музыки во вспомогательной школе; музыка; пение детей; музыкальное искусство.
Abstract: Modernization of education content with the purpose of bringing it in line with the modern socio-cultural requirements and needs is one of the urgent issues of the Russian special education. Work on the content of the programs for students with intellectual disability has been complicated all through the years of existence of the home olygophrenopedagogy by the deficiency of qualified specialists with interdisciplinary training in the fields of teaching children with intellectual disability and musical education. The problem has been solved recently via inclusion of the academic subject “Musical Education of Students with Intellectual Disability” called upon to form ideas about the technologies of musical education of junior schoolchildren with intellectual disability in the curricula of training bachelors in the field of “Olygophrenopedagogy”. In spite of the need for the problem solution and its urgency, the results of the design of the content of musical education of junior schoolchildren with intellectual disability have been scarcely presented in the works in the sphere of olygophrenopedagogy. The article presents research materials within the framework of the project “Design of the Program, Methodology and Academic Support for the Realization of the Requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of Students with Disabilities and the Federal State Educational Standard for Students with Intellectual Disabilities” initiated by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Key words: musical education; olygophrenopedagogy; children with intellectual disability; intellectual disability; methods of teaching music; methods of teaching music at a special school; music; children’s singing; musical art.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.