Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводится анализ работ, в которых трактуются понятия «сопровождение» и «психолого-педагогическое сопровождение». Рассматриваются особенности организации процесса психолого-педагогического сопровождения. Приводится мнение авторов относительно целей и субъектов указанного процесса. Особое внимание уделено специальной литературе, в которой дается характеристика общего недоразвития речи и описываются особенности речевого и познавательного развития у дошкольников указанной категории. Приводится точка зрения исследователей, согласно которой отклонения в речевом развитии затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами; ограничивают формирование представлений, понятий; затрудняют усвоение навыков. Неполноценность и ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, приводит к формированию психических наслоений, специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Данные теоретического анализа подтверждаются результатами проведенного исследования, целью которого было выяснение уровня сформированности познавательного и речевого развития, а также выявление особенностей эмоционально-волевой сферы испытуемых. Основными методами на этапе констатирующего эксперимента выступили эксперимент и наблюдение. По результатам исследования были обозначены основные направления работы, предусмотренные при проектировании программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи. Полученные данные могут быть полезны педагогам, осуществляющим процесс обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дети с нарушениями речи; нарушения речи; дошкольная логопедия; дошкольники.
Abstract: The article analyzes the works which interpret the concepts “support” and “psycho-pedagogical support”. It dwells on the peculiarities of organization of the process of psycho-pedagogical support and considers the authors' opinions about the goals and subjects of the process. Particular attention is paid to special literary sources, which describe general speech underdevelopment and characterize the peculiarities of speech and cognitive development in preschool children of this category. The article highlights the researchers’ point of view that deviations in speech development hamper communication with others and often prevent successful acquisition of cognitive processes; limit the formation of ideas and concepts; and make learning difficult. Deficiency and the limited nature of verbal communication adversely affect the formation of the child’s personality, bring about mental disabilities and specific features of the emotional-volitional sphere, and lead to the development of undesirable personal traits: shyness, indecisiveness, isolation, and negativism. The results of the theoretical analysis are confirmed by the outcomes of the research undertaken, which was aimed at detecting the level of formation of cognitive and speech development, as well as revealing the specificity of the emotional-volitional sphere of those tested. At the stage of summative experiment, experiment and observation were the main methods. On the basis of research outcomes, the authors outlined the main areas of work, which were taken into account while designing the program of psycho-pedagogical support for preschool children with general speech underdevelopment. The data obtained can be used by the pedagogues taking part in the process of education and upbringing of preschool children with general speech underdevelopment.
Key words: psycho-pedagogical support; children with speech disorders; speech disorders; preschool logopedics; preschool children.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.