Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросу создания комплекса условий (нормативно-правовых, программно-методических, организационно-содержательных, информационно-аналитических, кадровых) для реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в дошкольной образовательной организации. Представлено подробное описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), основных принципов и установок при проектировании инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выделены устойчивые тенденций в общероссийской практике создания инклюзивного образования, что позволит руководителям, методистам, специалистам, работающим с данной категорией детей в условиях детских садов общеразвивающего вида, оценить возможные проблемы и перспективы при проектировании данного процесса в образовательном учреждении. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для руководителей, методистов, практикующих специалистов (учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию и др.) при реализации инклюзивного образования воспитанников в условиях ФГОС ДО.
Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; дошкольники; дошкольные образовательные учреждения; инклюзивное образовательное пространство; особые образовательные условия; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья.
Abstract: The paper deals with the issue of creation of a complex of conditions (normative-legal, program-methodological, information-analytical, and staff) for the realization of inclusive education at a preschool education institution of the general type taking into account the Federal State Educational Standard for Preschool Education FSES PE), as well as the question of advantages and problems of realization of inclusive educational practice at a preschool education institution. The author provides a detailed description of the normative support for inclusive education at a preschool education institution, and of the basic principles and goals in designing inclusive educational environment for children with disabilities. The paper specifies stable tendencies in the all-Russian practice of inclusive education creation, which would allow administrators, specialists in methods and professionals working with the given category of children in kindergartens of the general type to figure out possible problems and perspectives in designing the given process at an education institution. The materials of the paper are theoretically and practically significant for administrators, specialists in methods and professionals working with children (teachers-logopedists, music teachers, pedagogues-psychologists, care givers, PT instructors, etc.) in realization of inclusive education of learners under the conditions of the FSES PE.
Key words: inclusion; inclusive education; preschool children; preschool education institutions; inclusive educational space; special educational conditions; children with disabilities; SEND; disabilities.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.