Файл статьи: PDF
Аннотация: Одним из актуальных направлений в коррекционно-педагогической помощи детям с нарушенным слухом и перенесшим кохлеарную имплантацию является определение качества их физического слуха и настройки процессора системы кохлеарной имплантации. Цель нашего исследования — разработать систему педагогических методов и приемов для проведения диагностики адекватности настройки процессора системы кохлеарной имплантации. Контроль качества настроек процессора системы кохлеарной имплантации проводится специалистом по настройке и педагогом субъективными и объективными методами. Разработанная серия специальных педагогических приемов диагностики адекватности настройки процессора у детей после кохлеарной имплантации, включающая шесть блоков реализации: наблюдение, проверку дискомфорта, регистрацию рефлекторной условной двигательной реакции на звук, категоризацию звуков по громкости, феномен ускоренного нарастания громкости, разборчивость речи, — является эффективной и адекватной для оценки качества настройки процессора. Кохлеарная имплантация и последующие настройки процессора способствуют становлению физического слуха у ребенка, а занятия с педагогами и близкими помогают развиваться функциональному слуху, что стимулирует формирование спонтанной устной речи ребенка и его интеграцию и социализацию. Разработанную методику могут использовать дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, родители и специалисты по настройке.
Ключевые слова: нарушения слуха; сурдопедагогика; дети с нарушениями слуха; кохлеарная имплантация; реабилитационная работа; настройки процессора.
Abstract: Detection of the quality of physical hearing of children with auditory impairment subject to cochlear implantation, and setting up the cochlear implant processor are important areas of rehabilitation-pedagogical support for such children. The aim of the given research is to work out a system of pedagogical methods and techniques of diagnostics of accuracy of the setup of the cochlear implant processor. The setup quality control of the cochlear implant processor is done by the setup specialist and the pedagogue using subjective and objective methods. The authors have worked out a series of special pedagogical techniques to diagnose the adequacy of the processor setup in children after cochlear implantation which are effective and adequate for the assessment of the quality of the processor setup. The series includes six blocs: observation, discomfort test, registration of conditional reflex motor response to sound, categorization of the sounds by volume, the recruitment phenomenon, and speech legibility. Cochlear implantation and the subsequent processor setup facilitate the emergence of the child’s physical hearing, and the lessons with pedagogues and the parents enhance the development of functional hearing, which stimulates the formation of the child’s spontaneous oral speech and his integration and socialization. The suggested methods can be used by defectologists, surdopedagogues, logopedists, parents and setup specialists.
Key words: hearing disorders; surdopedagogy; children with hearing loss; cochlear implantation; rehabilitation work; processor setup.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.