Файл статьи: PDF
Аннотация: Существующие программы и технологии преодоления речевых расстройств у детей с функциональными нарушениями зрения недостаточно учитывают особенности их эмоционального развития, в то время как речевая патология у детей со зрительными нарушениями часто носит системный характер и усугубляется несформированностью процессов восприятия, понимания и использования невербальных средств общения. В статье в качественном и количественном аспектах описаны результаты исследования лексико-грамматического строя, связной речи и эмоциональной сферы дошкольников с косоглазием и амблиопией, системным недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Результаты констатирующего эксперимента позволили спланировать коррекционную работу с данной категорией детей, рассчитанную на один учебный год. Развитие связной речи осуществлялось с одновременной коррекцией процессов восприятия, понимания и воспроизведения эмоций на фронтальных логопедических занятиях. Нами предлагается адаптированная для данных видов работы структура занятия по развитию связной речи. Результаты контрольного эксперимента показали эффективность проведен-ной работы. Исследование может представлять интерес для педагогов системы специального образования.
Ключевые слова: дошкольники; дети с нарушениями зрения; дошкольная тифлопедагогика; косоглазие; амблиопия; недоразвитие речи; связная речь; восприятие детей; понимание эмоций; воспроизведение эмоций; логопедические занятия.
Abstract: The existing programs and technologies for overcoming speech disorders in children with functional visual impairments do not sufficiently take into account the peculiarities of their emotional development, whereas speech pathology in children with visual impairments often has a systemic character and is aggravated by immature processes of perception, understanding and use of non-verbal means of communication. The article dwells on the qualitative and quantitative aspects of the results of a study of the lexicogrammatical structure, coherent speech and emotional sphere of children with strabismus and amblyopia, systemic speech underdevelopment and pseudobulbar dysarthria. The results of a summative experiment allowed the author to plan rehabilitation work with the children of the given category throughout one school year. The development of coherent speech was carried out alongside simultaneous rehabilitation of the processes of perception, understanding and reproduction of emotions during frontal logopedic lessons. The author suggests the structure of the lessons on coherent speech development adapted for the given kinds of work. The results of the control experiment have confirmed the effectiveness of the work carried out. The study may be of interest to special education pedagogues.
Key words: preschool children; children with visual impairment; preschool typhlopedagogy; strabismus; amblyopia; speech underdevelopment; coherent speech; children’s perception; understanding emotions; reproduction of emotions; logopedic lessons.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.