Архив журнала
Трудности формирования навыка чтения у первоклассников с факторами риска раннего дизонтогенеза
- 387
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Данная работа посвящена актуальной теме — анализу факторов риска возникновения трудностей чтения у первоклассников. Обследовано 428 первоклассников, обучающихся в общеобразовательных школах г. Архангельска. В ходе экспериментального качественно-количественного исследования с помощью анкет «Особенности раннего развития ребенка», «Наследственность и чтение», «Трудности при обучении чтению», «Характеристики навыка чтения школьника» проведен анализ факторов риска раннего дизонтогенеза и характеристик навыка чтения. Обсуждается влияние условий микросоциальной среды на способность ребенка к чтению. Показана взаимосвязь трудностей чтения у ребенка с трудностями в чтении у матери, отца, сестер или братьев, с традициями семейного чтения и с образованием родителей. Анализ затруднений при чтении у младших школьников и членов их семей выявил схожесть проблем, причинами которых являются несформированность зрительно-пространственного восприятия, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, внимания. Подтверждено влияние неблагоприятных факторов раннего онтогенеза (недоношенность, искусственное вскармливание ребенка с рождения) на показатели навыка чтения. Повышенная частотность негативных факторов в раннем онтогенезе у школьников с трудностями формирования навыка чтения обусловливает наиболее выраженное неравномерное развитие школьно значимых функций. Дефицит базиса познавательных функций, возникший в предшкольный период развития, является основой различных форм школьной дезадаптации, особенно на начальном этапе школьного обучения. Дети, имеющие затруднения в чтении, нуждаются в специальной помощи, поэтому своевременное выявление таких школьников позволит оценить потенциальные возможности ребенка и спроектировать индивидуальную траекторию коррекционно-развивающих мероприятий.
Ключевые слова: раннее развитие ребенка; наследственная предрасположенность; факторы риска; трудности обучения; трудности чтения; первоклассники; чтение детей; навыки чтения; дизонтогенез.
Abstract: The paper is devoted to an urgent issue of analysis of the risk of reading problems in first graders. The sample includes 428 first graders of general education schools of Archangelsk. In the course of the experimental qualitative and quantitative observation, the authors have analyzed the risk factors of early dysontogenesis and the reading skills formation with the help of the questionnaires “Characteristics of early child development”, “Heredity and reading”, “Challenges of teaching reading”, “Typical features of reading skills in schoolchildren”. The article discusses the impact of the micro-social environment on the child’s reading skills. It demonstrates the relationship between the child’s reading problems and the similar problems of the mother, father, siblings or the traditions of family reading and the parents’ education. The analysis of reading problems in junior schoolchildren and the members of their families revealed the similarity of the problems caused by the immaturity of visual-spatial perception, phonetic-phonemic awareness and attention. The article confirms the negative impact of unfavorable factors of early ontogenesis (prematurity and artificial feeding of the baby from birth) on the child’s reading skills. The high rate of negative factors in the early ontogenesis of schoolchildren with problems of reading skills formation causes a saliently uneven development of certain functions significant for effective learning. The basic cognitive functions deficit during the pre-school period of development brings about various forms of school disadaptation, especially at an early stage of schooling. The children who have problems with reading need special support; therefore, timely identification of such schoolchildren will allow to assess their learning potential and to design an individual trajectory of rehabilitation and development for each child.
Key words: early child development; inherited susceptibility; risk factors; learning problems; reading problems; first graders; children’s reading; reading skills; dysontogenesis.