Рубрика: КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Афазия сопровождается расстройствами процессов письма, которые негативно влияют на качество жизни пациентов, часто вызывая социальную депривацию, ограничение трудоспособности и коммуникации. Нарушения письма у пациентов с афазией неоднородны. В статье представлены результаты пилотного исследования, направленного на оценку состояния письма пациентов с афазией. Цель данной работы состояла в разработке алгоритма скрининга, позволяющего вариативно оценивать возможности и трудности процессов письма при афазии для повышения эффективности реабилитационного процесса взрослых пациентов. Исследование проведено в контексте современного понимания комплексной реабилитации как процесса, нацеленного на социальную интеграцию и повышение качества жизни пациентов. Одним из социально значимых инструментов коммуникации является письмо. Восстановление функций письма при афатических расстройствах является актуальной проблемой логопедии, недостаточно полно освещенной в специальной литературе, и представляет собой не решенную в полном объеме прикладную задачу восстановительного обучения. В данном исследовании модифицирована, дополнена и детализирована программа обследования процессов письма у пациентов с афазией с учетом пареза ведущей руки, коморбидности и преморбидных особенностей пациента с целью определить реабилитационный потенциал и выстроить обоснованную реабилитационную маршрутизацию в каждом конкретном случае. Внедрение специальных диагностических и коррекционных условий в реабилитационную практику логопеда в структуре мультидисциплинарного подхода позволит повысить эффективность работы с данной категорией пациентов
Ключевые слова: логопедия, нарушение процесса письма, афазия, персонализированный подход, мультидисциплинарный подход, Международная классификация функционирования и жизнедеятельности, нарушения письма, письмо, взрослые пациенты
Abstract: Patients with aphasia commonly experience written expression disorders that can have a negative impact on their quality of life, often resulting in social deprivation, disability, and communication difficulties. The specific writing disorders can vary among individuals with aphasia and are heterogeneous. The article reports the results of a pilot study targeted to evaluate the state of written expression disorders in adult patients with aphasia. The aim of this study was to create a logopedic screening program as a variable tool for assessment of abilities and difficulties associated with written expression disorders in cases of adult aphasia in order to improve the efficiency of the process of rehabilitation. The study was conducted in the context of the modern understanding of complex rehabilitation as a process aimed at promoting social integration and enhancing the quality of life of the patients. Writing is considered a crucial tool for communication, and the rehabilitation of writing functions in individuals with aphasia is a pressing problem in logopedics. However, this problem is understudied in special literature and remains an applied problem in rehabilitative education that is yet to be fully resolved. The study modifies, supplements, and elaborates the program of examination of the writing processes in patients with aphasia taking into account factors such as paresis of the leading hand, comorbidity, and premorbid characteristics of each patient. The aim was to determine the rehabilitation potential of each patient and to develop a tailored rehabilitation plan. By introducing special diagnostic and rehabilitation conditions into the logopedic practice within a multidisciplinary approach may improve the efficiency of work with the patients of this category
Key words: logopedics, written expression disorders, aphasia, personalized approach, multidisciplinary approach, International Classification of Functioning, Disability and Health, writing disorders, writing, adult patients

Для цитирования:

Крыжановская, Е. Б. Вариативность нарушений процессов письма у взрослых пациентов с афазией / Е. Б. Крыжановская. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 16-28.

For citation

Kryzhanovskaya, E. B. (2023). Variability of Written Expression Disorders in Adult Patients with Aphasia // Special Education. – 2023. – №3. – P. 16-28.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.