Архив журнала
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ДЕКОДИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- 387
- Рубрика: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье излагаются
результаты, полученные в ходе исследования процессов формирования
декодирующей способности младших
школьников с общим недоразвитием
речи. Предметом исследования является процесс восприятия и декодирования речевых высказываний. В качестве речевого материала учащимся
предлагались коммуникативные единицы различного уровня сложности и
объема, а именно предложения и тексты, в составе которых есть фразеологические обороты, которые стали
индикаторами для выявления навыков распознавания скрытого смысла.
Благодаря особым лингвистическим
характеристикам фразеологические
обороты являются средством развития не только навыков декодирования, но и формирования речемыслительной деятельности, активизации и
расширения лексико-семантической
компетенции учащихся, стимулируют
познавательную деятельности и читательскую грамотность, повышают
уровень интереса к чтению. На материале проведенного педагогического
эксперимента характеризуются показатели несформированности умений
декодирования языковых единиц,
содержащих фразеологизмы, у рассматриваемой категории школьников,
описывается содержание программы
логопедического воздействия, осуществленного по трем направлениям в
соответствии со структурой процесса
декодирования (по А. Р. Лурии): формирование восприятия внешней речи;
формирование понимания значения
общего высказывания; формирование
умения семантически расшифровывать глубинный смысл текстового
сообщения. Полученные результаты
позволяют сделать выводы об эффективности разработанной методики,
устраняющей специфические трудности, обусловленные десемантизированностью речевых сообщений, низким уровнем развития декодирующей
способности, которая обеспечивает
информационную переработку вариативной по уровню сложности речевой
информации
Ключевые слова: логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями
речи, декодирование, недоразвитие
речи, скрытый смысл, фразеология русского языка, фразеологические
единицы, младшие школьники, специфические речеязыковые трудности,
логопедическое воздействие, логопедическая работа
Abstract: The article presents the results obtained during a study of the processes of formation of the decoding
skills in junior schoolchildren with general speech underdevelopment. The
object of the study is the process of perception and decoding of utterances.
As experimental material, students were
offered communicative units of various
levels of complexity and volume, namely sentences and texts, which contain
phraseological units, regarded as indicators for identification of the hidden meaning recognition skills. Due to special linguistic characteristics, phraseological units can develop not only skills
of decoding, but also the formation of
verbal-cognitive activity and the
activization and expansion of lexicosemantic competence of students. They
stimulate cognitive activity and reading
literacy and increase the level of interest
in reading. Based on the material of the
conducted pedagogical experiment, the
authors characterize the indicators of
underdevelopment of the skills of decoding language units containing phraseologisms by the category of schoolchildren under consideration and describe the content of the program of
logopedic intervention carried out in
three directions in accordance with the
structure of the decoding process (according to A.R. Luria): formation of
perception of external speech; formation
of understanding of the meaning of a
general utterance; formation of the skill
of semantic decoding of the deeper
meaning of a message. The results obtained allow the authors to draw conclusions about the effectiveness of the developed technique, which eliminates
specific difficulties caused by the desemanticization of utterances and a low
level of development of decoding skills
which provide processing of speech
information varying in complexity
Key words: logopedics, speech disorders, children with speech disorders,
decoding, speech underdevelopment,
hidden meaning, Russian phraseology, phraseological units, junior schoolchildren, specific language and speech disorders, logopedic intervention, logopedic work
Для цитирования:
Алмазова, А. А. Результаты логопедической работы по формированию умений декодирования фразеологических единиц младшими школьниками с недоразвитием речи / А. А. Алмазова, Т. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 5-15.
For citation
Almazova, A. A., Petrova, T. V.
(2023). The Results of Logopedic Work
Aimed at Formation of Phraseological Units
Decoding Skills in Junior Schoolchildren
with Speech Underdevelopment // Special Education. – 2023. – №3. – P. 5-15.