Файл статьи: PDF
Аннотация: Дисфонические нарушения голоса (охриплость, глухость, отсутствие полетности голоса) у детей дошкольного возраста могут быть обусловлены различными этиопатогенетическими причинами и вытекающими из них механизмами голосовых нарушений. Дисфония, как один из симптомов нарушения голоса, нередко присутствует при патологии твердого нёба, в том числе и при субмукозных расщелинах, где на фоне назализации голоса сильно ухудшается разборчивость речи. При подслизистой расщелине наблюдается недоразвитие пластин небной кости, недоразвитие и неполноценность мышечной системы мягкого неба, изменение положения голосовых складок, появляется функциональный патологический механизм смыкания и нарушение речевого дыхания. Дисфония — обязательная составляющая в синдромальной картине при узелках голосовых складок. Это обусловлено отсутствием фазы смыкания при фонации, когда появляется щель в виде «песочных часов». В фонационном дыхании и голосообразовании начинают активно участвовать мышцы шейноплечевого пояса. Формируется и закрепляется так называемый «узелковый механизм голосообразования». В статье описано наблюдение за ребенком 4 лет с тяжелым нарушением речи: открытой ринофонией и ринолалией, узелками голосовых складок, дисфонией, дизартрией, общим недоразвитием речи. Рассмотрены вопросы комплексной неврологической, нейрофизиологической, фониатрической и логопедической диагностики. Разработана тактика адресного, дифференцированного маршрута коррекционного фонологопедического сопровождения в зависимости от особенностей строения артикуляционного аппарата, специфики голосоведения, звукопроизношения, прочности и длительности патологических фоноречевых навыков, состояния всех речевых подсистем, психологических и нейрофизиологических процессов
Ключевые слова: дошкольная логопедия, дисфония, дошкольники, детский голос, субмукозная расщелина, ринофония, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса, коррекционная работа
Abstract: Dysphonic voice disorders (hoarseness, deafness, poor travel of voice in the air) in preschool children can be caused by various etiopathogenetic causes and the resulting mechanisms of voice disorders. Dysphonia as one the symptoms of voice impairment, often accompanies hard palate pathology, including submucous clefts, where speech intelligibility deteriorates against the background of voice nasalization. In the case of submucosal cleft, there is underdevelopment of palatine plates, underdevelopment and dysfunctionality of the muscular system of the soft palate and a misposition of the vocal folds. There appears a functional pathological mechanism of closure and impaired speech breathing. Dysphonia is a regular component in the syndromic pattern of the nodules of vocal folds. This is due to the absence of the closure phase during phonation: a slit appears in the form of an “hourglass”. The muscles of the cervical and shoulder girdle begin to actively participate in phonic respiration and voice formation. The so-called “nodular mechanism of voice formation” is formed and fixed. The article presents the observation of a 4-year-old child with severe speech disorders: open rhinophony and rhinolalia, nodules of vocal folds, dysphony, dysarthria, and general speech underdevelopment. The authors consider the issues of complex neurological, neurophysiological, phoniatric and logopedic diagnostics. The study suggests a tactic of targeted, differentiated route of rehabilitative phonologopedic support depending on the specific features of the structure of the articulation apparatus, the specificity of voice formation and sound pronunciation, the degree and duration of pathological phono-production skills and the state of all speech subsystems and psychological and neurophysiological processes
Key words: preschool logopedics, dysphonia, preschoolers, child’s voice, submucous cleft, rhinophony, rhinolalia, dysarthria, voice disorders, rehabilitation work

Для цитирования:

Ларина, Е. А. Система комплексной коррекционной помощи при сочетанной патологии твердого неба и гортани / Е. А. Ларина, Т. В. Лепехина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 29-39.

For citation

Larina, E. A., Lepekhina, T. V. (2023). A System of Special Comprehensive Rehabilitation Support for Patients with Combined Pathology of the Hard Palate and Larynx // Special Education. – 2023. – №3. – P. 29-39.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.