Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты современных коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранному языку, обусловливающие эффективность занятий по данному предмету для развития навыков социального взаимодействия у обучающихся с мягкими формами РАС (высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера). Анализируя и сопоставляя, с одной стороны, виды и формы работы, предусмотренные современными коммуникативными методиками обучения иностранному языку, и, с другой — особенности коммуникативных расстройств у обучающихся с мягкими формами РАС, авторы выдвигают гипотезу о том, что осознанное использование разнообразия коммуникативных моделей и образцов письменных высказываний, представленных в материалах по иностранному языку, может помочь обучающемуся с РАС юношеского возраста логически понять, запомнить, отрепетировать и усвоить данные модели для повседневной коммуникации как на родном, так и на иностранном языке, что, в свою очередь, повысит эффективность его социального взаимодействия и успешность социализации. В исследовании представлены результаты осмысления дополнительных адаптационных возможностей для обучающихся с РАС, обусловленных спецификой образовательного контента дисциплины «Иностранный язык». Также в научной работе предлагаются возможные стратегии содействия эффективной социализации обучающегося с РАС со стороны преподавателя. Поле исследования ограничено теоретическим описанием предполагаемых преимуществ использования коммуникативно-деятельностного подхода на занятии по иностранному языку для целостной коррекции нарушений социальной сферы у обучающихся с РАС с сохранными интеллектом, памятью и способностью к концентрации внимания. Теоретические выводы могут быть полезны для практики организации учебного процесса для обучающихся с мягкими формами РАС в высшей школе и требуют дальнейшей апробации путем мониторинга динамики развития коммуникативных навыков у контрольной группы обучающихся с подобным диагнозом
Ключевые слова: теоретические предпосылки коррекции, студентыаутисты, РАС, аутизм, расстройства аутистического спектра, формирование компетенций, коммуникативные компетенции, иностранные языки, методика преподавания иностранных языков, методика иностранных языков в вузе, образовательный процесс, нарушения социальной сферы, коммуникативный подход, модели социального взаимодействия, социализация студентов, социальная дезадаптация, сохранный интеллект
Abstract: The article deals with some theoretical aspects of the modern communicative and sociocultural approaches to teaching a foreign language which determine the effectiveness of classes in this subject for the development of social interaction skills in students with mild forms of ASD (high-functioning autism and Asperger's syndrome). Analyzing and comparing the types and forms of activities provided by the modern communicative methods of foreign language teaching, on the one hand, and the peculiarities of communicative disorders in students with mild forms of ASD, on the other hand, the authors pose a hypothesis that the conscious use of a variety of communicative models and samples of written patterns presented in foreign language materials can help adolescent students with ASD to logically understand, remember, imitate and master these models both in their native and in a foreign language for further improvement of social interaction and efficient socialization. The study presents the results of investigation of additional adaptation potential of students with ASD, predetermined by the specificity of the educational content of the discipline “Foreign Language”. The paper also outlines the possible strategies of promotion of effective socialization of students with ASD on the part of the teacher. The research area is limited to the theoretical description of the anticipated advantages of using the communicative activity-based approach in the foreign language classroom for the holistic rehabilitation of social maladaptation in students with ASD with preserved intelligence, memory and ability to concentrate. The theoretical conclusions can be useful for the practice of the educational process organization for students with mild forms of ASD in higher education and require further testing by monitoring the dynamics of development of communicative skills in the control group of students with the corresponding diagnosis
Key words: theoretical rehabilitation grounds, autistic students, ASD, autism, autism spectrum disorder, formation of competences, communicative competences, foreign languages, methods of teaching foreign languages, methods of teaching foreign languages at higher education institutions, education process, social sphere disorders, communicative approach, models of social interaction, students’ socialization, social disadaptation, preserved intelligence

Для цитирования:

Черноштан, О. Н. Теоретические предпосылки формирования коммуникативной компетенции у обучающихся с расстройствами аутистического спектра на занятиях по иностранному языку в вузе / О. Н. Черноштан, Т. Е. Исаева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №3. – С. 57-70.

For citation

Chernoshtan, O. N., Isaeva, T. E. (2023). Theoretical Grounds for the Formation of Communicative Competence in Autistic Students in a University Foreign Language Classroom // Special Education. – 2023. – №3. – P. 57-70.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.