Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен опыт работы автора по использованию компьютерных изображений при восстановлении речи у пациентов с афазией. Компьютерные изображения в виде фотографий реальных предметов, явлений природы, действий и состояний людей и животных, а также коротких сюжетных видеороликов подбираются из Интернета в соответствии с целью их использования. При подборе учитываются возраст пациента, круг его интересов, производственная среда, эмоциональная насыщенность и индивидуальная значимость. Компьютерные изображения используются автором: 1) для активизации слухового внимания, 2) для восстановления слухоречевой памяти, 3) для восстановления глобального чтения, 4) для формирования предложений (линейной схемы фразы) с пошаговым увеличением их длины, 5) для формирования развернутых высказываний от диалога (ответы на вопросы) до монологического рассказа, 6) для предупреждения/преодоления аграмматизмов (при согласовании падежных окончаний в косвенных падежах в различных типах склонений имен существительных), 7) для актуализации слов и восстановления мыслительных операций. Целенаправленно подобранные компьютерные изображения естественно вплетаются в канву занятий, поддерживают положительный эмоциональный настрой, помогая и специалисту, и пациенту преодолевать трудности, связанные с нарушениями различных сторон речи, и успешно восстанавливать речевую систему в целом.
Ключевые слова: афазия; логопедия; нарушения речи; расстройства речи; речевые нарушения; восстановление речи; компьютерные технологии; компьютерные изображения; восстановление мыслительных операций.
Abstract: The paper describes the author’s experience in application of computer images as aids to speech rehabilitation of patients with aphasia. Computer images (photos of objects, natural phenomena, human/animal activities/states; or short plot-driven videos) are borrowed online for selected application purposes. The logopedist should take into account the patient’s age, personal interests, professional environment, emotional intensity and individual significance for a given patient. Computer images have been used by the author as effective means to ensure: 1) auditory attention priming; 2) auditory and verbal memory rehabilitation; 3) rehabilitation of global reading skills; 4) better sentence (linear pattern) building skills with step-by-step increase in sentence length; 5) better skills to build detailed utterances ranging from dialogue responses (answering questions) to unaided monologue narration; 6) prevention / elimination of agrammatisms like disagreement in oblique nominal case endings in various noun declensions; and 7) vocabulary actualization and mental activity rehabilitation. Carefully selected goal-oriented com-puter images seamlessly enter into the rehabilitation exercise to keep up the positive emotional atmosphere of the session and assist both the patient and the speech therapist in getting over the problems specific to various types of speech disorders and successfully restoring the language system altogether.
Key words: aphasia; logopedics; speech disorders; speech problems; speech impairments; speech rehabilitation; computer technologies; computer images; restoration of mental operations.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.