Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной для логопедии проблеме: обоснованию необходимости подбора лингвистического материала в процессе логопедической работы по преодолению моторной алалии. Целью статьи является определение основных лингвистических факторов, сообразно которым необходимо отбирать лингвистический материал в процессе планирования логопедической работы. Основополагающим принципом при отборе лингвистического материала должен быть принцип учета основных онтогенетических закономерностей. В статье обоснован перечень основных лингвистических факторов: тип синтаксической конструкции, частотность, продуктивность, слоговая структура, длина слова, фонетический контекст. Исходя из вышеназванных факторов, определен примерный перечень лингвистического материала, который можно использовать на разных этапах логопедической работы по преодолению моторной алалии. Предлагаемый перечень соответствует выделенным этапам логопедической работы по преодолению моторной алалии. Важно, что описанный материал можно включать в логопедическую работу не только на этапе формирования экспрессивной речи, но и в процессе формирования импрессивной речи. Данный подход можно внедрить в практику коррекционно-развивающей работы и применять при проектировании программы логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи. Считаем, что тщательный отбор лингвистического материала позволит усвоить языковые обобщения детям с моторной алалией и соответственно сформировать систему родного языка.
Ключевые слова: логопедия; нарушения речи; моторная алалия; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; лингвистические материалы; языковые обобщения; лексические обобщения; грамматические обобщения; фонематические обобщения; лингвистические факторы; логопедическая работа.
Abstract: The article is devoted to an urgent logopedic issue: justification of the need to select linguistic material in the process of logopedic work to overcome motor alalia. The aim of the article is to determine the main linguistic factors according to which one should select linguistic material in the process of planning logopedic activity. The fundamental principle for selection of linguistic mate-rial should be the principle of taking into account the main ontogenetic laws. The article substantiates a list of the main linguistic factors: type of syntactic structure, frequency, productivity, syllabic structure, word length, and phonetic context. Based on the above mentioned factors, an approximate list of linguistic materials which can be used at different stages of logopedic work on overcoming motor alalia is made up. The suggested list corresponds to the singled out stages of logopedic work on overcoming motor alalia. It is important that the materials described can be included in logopedic practice not only at the stage of formation of expressive speech but also in the process of acquisition of impressive speech. This approach can be introduced into practical rehabilitation-educational work and applied to designing logopedic pro-grams in groups for children with general speech underdevelopment. The authors believe that careful selection of linguistic material will facilitate acquisition of linguistic generalizations by children with motor alalia and, accordingly, promote formation of the system of the native language in such children.
Key words: logopedics; speech disorders; motor alalia; speech impairments; children with speech impairments; linguistic materials; linguistic generalizations; lexical generalizations; grammatical generalizations; phonemic generali-zations; linguistic factors; logopedic work.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.