Файл статьи: PDF
Аннотация: Социальное сиротство оказывает негативное влияние на весь процесс психического развития детей. Дети, лишенные родительского попечительства, оказываются менее подготовленными к построению, налаживанию социальных отношений, имеют низкий статус в системе меж-личностных отношений, в обостренных ситуациях проявляют агрессивность и неспособность к социально компетентным решениям. Социальное сиротство следует рассматривать как объект междисциплинарного исследования, одним из важных аспектов которого является психолого-педагогический, позволяющий рас-сматривать его последствия для речевого развития и социальной адаптации. В статье рассматривается проблема речевого развития детей младшего школьного возраста с психической депривацией, описывается качественное своеобразие нарушений эмотивной лексики у младших школьников, лишенных родительского попечительства; определена и описана структура лексико-семантического поля эмоций с позиции выделения ядра и периферии; приводятся данные о недостаточной сформированности и дифференциации лексико-семантического поля эмоций у младших школьников, лишенных родительского попечительства, в сравнении не только со сверстниками, но и детьми более младшего возраста, воспитывающимися в семьях, представлена типология лексических ошибок, зафиксированных в арсенале языковых средств у младших школьников с психической депривацией при обозначении эмоциональных состояний.
Ключевые слова: младшие школьники; социальное сиротство; психическая депривация; эмоциональные состояния; эмотивная лексика; лексико-семантические поля; эмоции.
Abstract: Social orphanhood has a negative impact on the entire process of psychological development of children. Children without parental care are less prepared to organize and establish social relationships, have a low status in the system of interpersonal relations, and demonstrate aggression and inability to take socially competent decisions in acute situations. Social orphanhood should be considered as an object of interdisciplinary research, one of the important aspects of which is the psycho-pedagogical aspect allowing pedagogues to consider its consequences for speech development and social adaptation. The article deals with the issue of speech development of psychologically deprived children of junior school age, describes the qualitative specificity of violations of emotive vocabulary in primary school children deprived of parental care, defines and describes the structure of the lexico-semantic field of emotions from the standpoint of identification of the core and the periphery, provides the data about the low level of formation and differentiation of the lexico-semantic field of emotions in junior schoolchildren deprived of parental care, in comparison not only with the peers but also with younger children brought up in families, and presents the typology of lexical errors recorded in the arsenal of language tools of junior schoolchildren with psychological deprivation in the expression of their emotional state.
Key words: junior schoolchildren; social orphanhood; psychological deprivation; emotional state; emotive vocabulary; lexicosemantic field; emotions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.