Архив журнала
Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 406
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приводятся методические рекомендации к построению уроков речевой практики в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Актуальность темы обусловлена отсутствием соответствующих требований в методической литературе, поскольку апробация ФГОС для лиц с интеллектуальными нарушениями и разработка его учебно-методического обеспечения в настоящее время происходят одновременно. В статье описаны следующие виды уроков речевой практики: урок изучения нового материала (цель урока — формирование первичных представлений об образцах речевого поведения в новой речевой ситуации и формирование практических речевых умений в применении этих образцов), урок повторения и закрепления, комбинированный урок, обобщающий урок. Приведены примерные структуры уроков. Раскрыты основные направления работы по разделам «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Базовые формулы речевого общения», «Речевые ситуации». Приведены рекомендации к изучению материала на основе коммуникативного метода развития речи, предполагающего систематическое изучение и разыгрывание на уроках речевых ситуаций. Приведенные в статье рекомендации апробированы в ходе ряда научно-практических конференций, в процессе преподавания дисциплины «Методика преподавания русского языка» по профилю подготовки «Олигофренопедагогика», при прохождении производственной практики студентов.
Ключевые слова: уроки речевой практики; виды уроков; структура урока; олигофренопедагогика; умственно отсталые дети; умственная отсталость; нарушения интеллекта; интеллектуальные нарушения; развитие речи; речевая деятельность; коммуникативный подход.
Abstract: The article presents guidelines in the methods of designing lessons of speaking practice in accordance with the requirements of the FSES for children with intellectual disabilities. The topic is urgent due to the absence of the corresponding requirements in the litera-ture in methods, because now, testing of the FSES for persons with intellectual disabilities and designing its academic and methodological support are carried out simultaneously. The article describes the following kinds of speaking practice lessons: the lesson of learning new ma-terial (the aim of the lesson — formation of elementary ideas about the patterns of verbal behavior in a new speech situation and formation of practical speech skills of their usage), the lesson of revision and consolidation, the combined lesson, and the final generalization lesson. The author provides examples of draft lesson structures and discloses the main areas of work in the sections “Listening Comprehension”, “Articulation and Speech Expressiveness”, “Basic Conversation Formulas”, and “Speech Situations”. The article contains guidelines for learning the material on the basis of the communicative method of speech development presupposing systematic acquisition of skills and role-playing in various speech situations in class. The guidelines provided in the article have been approbated at various scientific-practical conferences, in the process of teaching the discipline “Methods of Teaching Russian” in the education profile “Olygophrenopedagogy”, and during students’ practice at school
Key words: lessons of speaking practice; kinds of lessons; lesson structure; olygophrenopedagogy; children with intellectual disabilities; intellectual disability; disorders of intellect; intellectual disorders; speech development; speech; communicative approach