Архив журнала
Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев
- 543
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящая статья основана на анализе данных Макартуровских опросников речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Русская версия американских опросников разработана группой авторов (М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина, С. Н. Цейтлин). Исследование проводилось с 2000 по 2012 год. В базу были введены данные из 1805 заполненных опросников детей от 8 до 36 мес. (903 мальчика и 902 девочки). Нормы речевого развития рассчитывались на основании средних значений и медиан. Значительные качественные отличия в русских версиях американских опросников обусловлены особенностями русской культуры и быта. Большая часть лексических единиц русской версии включена в опросники из лонгитюдных исследований. Рассчитанные нормы могут быть использованы для речевой диагностики детей как с нормальным развитием, так и с речевым дизонтогенезом.
Ключевые слова: речевая диагностика; психолингвистика; ранний возраст; младенцы; пассивный лексикон; активный лексикон; лексическое развитие.
Abstract: This article is based on analysis of the data of the MacArthur Communicative Development Inventory — questionnaires of speech and communicative development of children at an early age. The MacArthur CDI was translated into Russian by a group of authors: M. B. Eliseeva, E. A.Vershinina, V. L. Ryskina, S.N. Tseytlin. The research was conducted from 2000 to 2012. The data from 1805 questionnaires of children aged 8 to 36 months (902 girls and 903 boys) were entered in the database of the Russian version of the CDI. The norms of speech development are calculated both on the basis of average numbers and medians. Significant qualitative differences in the Russian versions of American questionnaires may be attributed to the peculiar features of the Russian culture and everyday life. Most lexical units in the Russian version are included in questionnaires from longitudinal studies. The norms that have been calculated can be used for speech diagnostics of both children with typical development and of those with speech dysontogenesis.
Key words: speech diagnostics; psycholinguistics; early age; infants; passive vocabulary; active vocabulary; lexical development.