Архив журнала
Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках
- 498
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросу оказания логопедической помощи детям с врожденной расщелиной губы и неба при ранних пластиках неба (уранопластиках). Ранние уранопластики в 12—15 месяцев восстанавливают периферический речевой аппарат, создают базу для спонтанного развития правильной артикуляции, дыхания, голоса, однако для поддержания речевого развития необходима своевременная логопедическая помощь.
Специфика логопедического воздействия применительно к детям младенческого возраста проявляется в том, что оно не может быть ориентировано на коррекцию речи: основы устной речи в этом возрасте только закладываются. Логопед воздействует на речевое развитие опосредованно, через развитие сенсомоторной сферы и непосредственное эмоционально-личное общение матери с ребенком. Таким образом, логопедическая помощь направлена не на коррекцию, а на профилактику речевых нарушений.
Вторая особенность — активная работа с семьей ребенка. Психофизические особенности младенческого возраста не позволяют проводить структурированные логопедические занятия в течение 30—40 минут, но родители, освоившие приемы логопедического воздействия, в домашних условиях могут заниматься по 2—7 минут несколько раз, набирая в сутки до полутора-двух часов занятий. Логопедическая помощь семье включает знакомство родителей с особенностями развития детей с врожденной расщелиной губы и неба, обучение приемам логопедического воздействия, снижение беспокойства и эмоционального напряжения из-за переживаний о будущем ребенка.
Автор раскрывает способы, принципы, приемы, виды логопедического воздействия и некоторые организационные моменты в работе с младенцами, имеющими врожденную расщелину губы и неба, при ранних уранопластиках.
Ключевые слова: ринолалия; нарушения речи; дошкольная логопедия; младенцы; ранний возраст; уранопластика; дети с врожденной расщелиной губы и неба; логопедическая помощь; логопедическая работа; челюстно-лицевая патология; врожденная расщелина губы и неба; анатомо-физиологические дефекты.
Abstract: The article is devoted to the question of providing speech therapy services to children with congenital cleft lip and palate after early palate repair (uranoplasty). Early uranoplasty at the age of 12-15 months restores the periph-eral speech apparatus, provides the basis for spontaneous development of proper articulation, breathing and voice; how-ever, timely logopedic aid is necessary to facilitate typical speech development.
The specificity of logopedic interven-tion with regard to infants reveals itself in the fact that it cannot be focused on speech correction: the foundations of oral speech are only beginning to be formed at this age. The logopedist regulates speech development indirectly, through the development of sensory-motor sphere and the immediate emotional-personal communication of the mother with the child. Thus, logopedic support is not aimed at correction, but at prevention of speech disorders.
The second peculiarity of logopedic intervention consists in active work with the child's family. Psycho-physical pe-culiarities of infancy do not allow for structured speech therapy classes lasting 30-40 minutes, but parents who have mastered the techniques of logopedic intervention can organize several successive trainings for 2-7 minutes each totaling 1.5-2 hours every day. Logopedic family support includes fa-miliarization of parents with the special needs of children with congenital cleft lip and palate, teaching methods of logopedic intervention, and reduction of anxiety and emotional stress connected with the fears of the child's future.
The author describes the methods, principles, techniques and types of logopedic intervention and some organi-zational issues in the work with infants with congenital cleft lip and palate in cases of early uranoplasty.
Key words: rinolalia; speech disorders; preschool logopedics; infants; early age; uranoplasty; children with congenital cleft lip and palate; logopedic support; logopedic work; maxillofacial pathology; congenital cleft lip and palate; and young children; anatomical and physiological disorders.