Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена процессу раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи. В процессе психолого-педагогического консультирования автором изучены особенности современной семьи, потребности родителей в коррекционно-педагогических технологиях развития детей. В статье приведены результаты комплексной диагностики речевого, познавательного и двигательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Экспериментально изучены и определены качественные возрастные индивидуально-типологические особенности, своеобразие, многовариантность и степени выраженности отклонений в развитии. Выделены четыре группы детей по структуре нарушений. Автор описал разработанную и апробированную им модель ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от запроса и возможностей родителей. Описаны структурные компоненты модели раннего сопровождения ребенка и его родителей. Вариативные стратегии модели раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его родителей были разработаны по результатам комплексного обследования в рамках дифференцированного подхода к образовательной деятельности. Также определены и описаны направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в зависимости от структуры нарушений развития.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое консультирование; дошкольники; коррекционно-развивающая работа; работа с родителями; ранний возраст.
Abstract: The article is devoted to the process of early psychological and pedagogical support for children with disabilities and their families. In the process of psycho-pedagogical counseling, the author studies the peculiarities of the modern family and the parents’ needs in rehabilitation-pedagogical technologies of child education. The article presents the results of a complex diagnostic test of speech, cognitive and motor development of disabled children of early and junior preschool ages. By way of experiment, the author studies and defines qualitative, age-related, and individual-typological peculiarities, specificity, multivariance and degree of manifestation of developmental disabilities. Four groups of children are singled out on the basis of the structure of disability. The author describes a developed and tested model of early comprehensive assistance to children with disabilities, depending on the needs and opportunities of the parents. Then the article describes struc-tural components of the model of early support for the child and his parents. Variable strategies of the model of early psycho-pedagogical support for children with disabilities and their parents have been worked out according to the results of a comprehensive observation within the framework of the differentiated ap-proach to education. The article also defines and describes approaches and content of rehabilitation-educational work with children depending on the structure of developmental disorder.
Key words: children with disabilities; psycho-pedagogical counseling; preschool children; rehabilitation and educational work; work with parents; early age.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.