Вам может быть интересно:
Архив журнала
Современный подход к логопедическому сопровождению детей раннего возраста с врожденной расщелиной губы и нёба
- 462
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены основные противоречия, связанные с тактикой ранних операций у детей с врожденной расщелиной губы и нёба (ВРГН) и отсутствием оказания ранней своевременной логопедической помощи детям данной категории. Освещены проблемы оказания ранней логопедической помощи при комплексном лечении детей с ВРГН в реабилитационный период. Отсутствие единых рекомендаций по логопедическому сопровождению не только ребенка, но и его родителей с целью достижения максимального результата при проведении логопедического курса обусловливают актуальность данной проблемы.
Цель данной работы состоит в определении регламентируемых сроков обучающих логопедических консультаций родителей детей раннего возраста с ВРГН на этапе диспансерного наблюдения. Территориальная протяженность нашей страны и развитие телекоммуникационных технологий, а также их успешное внедрение в медицинской сфере и сфере образования дают возможность непрерывного ведения пациента и наблюдения за ним. Введение в практику протокола логопедического сопровождения будет способствовать оптимизации лечения и оказания психолого-педагогической помощи ребенку специалистами по месту жительства пациента.
Дети с ВРГН в 80 % случаев имеют сложную сочетанную патологию со стороны других органов и систем, особенно органа слуха, вследствие анатомических причин порока, что может приводить к нейросенсорной тугоухости и задержке психоречевого развития. Поэтому логопед должен обращать внимание не только на нарушение произносительной стороны речи, но и на особенности формирования психического развития ребенка: слухового внимания, зрительного сосредоточения, двигательных реакций, познавательного развития.
Включение родителей в логопедическую работу на ранних этапах и их обучение выполнению необходимых манипуляций, упражнений будет способствовать непрерывности и сокращению курса логопедического обучения ребенка, улучшению психоэмо-ционального климата в семье, самостоятельности и меньшей зависимости от специалиста. Алгоритм обучения родителей позволяет достигнуть большей эффективности реабилитации детей с ВРГН.
Ключевые слова: дети с врожденной расщелиной губы и неба; логопедическое сопровождение; ранний возраст; логопедическая работа; челюстно-лицевая патология; врожденная расщелина губы и неба; анатомо-физиологические дефекты.
Abstract: The article presents the basic contradictions which are associated with the tactics of early surgery for children with congenital cleft lip and palate and non-availability of timely early logopedic aid to such children. The article describes the problem of providing early logopedic support in the complex treatment of children with congenital cleft lip and palate during rehabilitation period. Lack of universal guidelines for logopedic support for not only kids but also for their parents in order to achieve maximum results during the course of speech therapy makes the problem especially urgent.
The purpose of this article is to determine variable terms of training logopedic counseling sessions for parents of young children with congenital cleft lip and palate during clinic observation. The common territory of our county and the development of telecommunications technologies, as well as their successful implementation in the medical sphere and education, enable continuous observation of the patient. The introduction of logopedic support into practical protocol would facilitate disorder treatment and provision of logopedic aid at the place of residence of the patient.
In 80 % of cases, children with con-genital cleft lip and palate have multiple pathologies of other organs and systems, especially organ of hearing (ear), because of the anatomic causes of defect that can lead to neuro-sensory hearing loss and psycho-motor underdevelopment. Therefore the logopedist should pay special attention not only to the violation of articulatory aspect of speech, but also to the specific features of the child's psychological development: auditory attention, visual concentration, motor responses, and cognitive development.
The inclusion of parents in logopedic work at early stages and their training to perform the necessary manipulations and exercises would ensure continuity and shorter terms of the child’s logopedic training, improve the psycho-emotional climate in the family, and promote self-sufficiency and lesser dependence on specialists. The parents’ training algorithm would allow achieving greater effectiveness of rehabilitation of children with congenital cleft lip and palate.
Key words: children with congenital cleft lip and palate; logopedic support; early age, logopedic work; maxillofacial pathology; congenital cleft lip and palate; anatomical and physiological disorders.