Архив журнала
Формирование у детей младшего школьного возраста приемов познавательной деятельности
- 464
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме обучения — формированию универсальных учебных действий как базы развития учебной самостоятельности, являющейся, в свою очередь, основой познавательной деятельности младших школьников.
Для познавательной деятельности особенно значима ее процессуальная сторона. Осуществление самостоятельной деятельности определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет, объект, явление, процесс. Уровень владения познавательными приемами обеспечивает качество самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков. В процессе самостоятельного освоения любого учебного материала перед учениками возникают две последовательные задачи. Первая — распознать явление (объект). Вторая — описать его, объяснить причину или способ существования, сформулировать правило, провести его преобразование. Решение каждой из двух задач предполагает использование соответствующего набора общих и специфических для каждого учебного предмета приемов познания.
Общими для всех учебных предметов являются приемы распознавания, описания, объяснения и преобразования. Названные приемы и операции носят универсальный характер, они актуальны для каждой учебной дисциплины, но в зависимости от особенностей учебного предмета, уровня подготовленности учащихся и их возраста приобретают некоторые особенности. В начальных классах почти во всех учебных дисциплинах преобладает использование приемов распознавания, описания и объяснения, в старших классах преобладают объяснение и преобразование.
Ключевые слова: учебная самостоятельность; начальная школа; младшие школьники; познавательная деятельность; универсальные учебные действия.
Abstract: The article deals with an urgent pedagogical problem — formation of universal learning actions as a basis for the development of learner autonomy, which is, in its turn, the basis of cognitive activity of junior schoolchildren.
The processual aspect is especially significant for cognitive activity. Independent activity is determined by the pupil’s ability to study the subject, object, phenomenon or process on his own. The level of acquisition of cognitive techniques determines the quality of their self-obtained knowledge and skills. The pupils face two sequential tasks in the process of self-learning of any educational material. The first task is to recognize the phenomenon (object). The second one – to describe it, to explain the reason or mode of existence, to formulate a rule, to modify it, etc. The solution of each of the two tasks presupposes the use an appropriate set of cognitive techniques, common and specific for each academic subject.
The techniques of recognition, description, explanation and transformation are common for all academic subjects. The given techniques and operations are universal; they are relevant for each discipline, but possess certain specific features depending on the characteristics of the subject, the level of proficiency of students and their age. The techniques of recognition, description and explanation dominate in the primary school classroom in almost all academic subjects; explanation and transformation prevail in the upper grades.
Key words: learner autonomy, primary school, junior schoolchildren, cognitive activity, universal learning actions.