Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются традиционный и современный идеал женственности. Описаны результаты экспериментального исследования представлений умственно отсталых учениц старших классов о внешнем облике изучаемого «идеала»; составлен обобщенный портрет эталона женственности, основанный на мнении девушек. Формулируются выводы о специфических особенностях представлений и о необходимости их совершенствования для более успешного формирования «жизненных компетенций» у старшеклассниц с умственной отсталостью. Актуальность работы обусловлена тем, что кризис идеалов, наблюдающийся в современном обществе, в значительной мере затрагивает стереотипы и эталоны женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию представительниц женского пола. В структуре стереотипа выделяют следующие элементы: внешний облик, личностные проявления и социальные характеристики. Умственно отсталые старшеклассницы в основном называют традиционные характеристики женственности. Общая характеристика внешнего облика: аккуратная, чистая, опрятная (традиционные), элегантная, стильная (современные). В группе физических данных особое внимание уделяется волосам (они должны быть длинными, чтобы их можно было заплетать), телосложению (стройная фигура). Особое внимание уделяется прическе, а также макияжу. Влияние СМИ на стереотипные представления демонстрирует перечисление эталонных женщин, к которым относятся известные актрисы, спортсменки, звезды шоу-бизнеса (по мнению респонденток, идеальной женщиной является даже Верка Сердючка)
Ключевые слова: идеал; женственность; внешний облик; представления; старший школьный возраст; умственная отсталость; «жизненные компетенции»; социально значимые умения; Федеральный государственный образовательный стандарт.
Abstract: The paper presents a theoretical and practical analysis of studying the phenomenon of the ideal of traditional and modern femininity. It describes the results of an experimental study of ideas of schoolgirls with intellectual disability about the appearance of the studied “ideal person”; draws a generalized portrait of femininity on the basis the girls’ opinion. The author draws conclusions about the peculiarities of the ideas and the necessity to improve them for the successful formation of “life competences” in senior schoolgirls with intellectual disability. The urgency of the paper is connected with the problem that the crisis of ideals observed in the modern society to a large degree influences stereotypes and standards of femininity which makes family and social adaptation of girls more difficult. The following elements are singled out in the structure of the stereotype: appearance, personal traits and social characteristics. Senior schoolgirls with intellectual disability usually name traditional characteristics of femininity. General characteristics of appearance include the following: accurate, clean, tidy (traditional), elegant, stylish (modern). In the group of physical traits special attention is paid to the hair (it must be long enough to braid it), constitution (slim figure). Much attention is paid to the hairdo and make up. The influence of mass media upon stereotype ideas is demonstrated by the enumeration of standard women who include famous actresses, sports women and show business celebrities (according to respondents, even Verka Serdyuchka appears to be an ideal woman).
Key words: ideal; femininity; appearance; ideas; senior school age; intellectual disability; life competences; socially important skills; Federal State Educational Standard.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.