Вам может быть интересно:
Архив журнала
Представления умственно отсталых девушек старшего школьного возраста об идеале традиционной и современной женственности (на примере внешнего облика)
- 663
- Рубрика: ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются
традиционный и современный идеал
женственности. Описаны результаты
экспериментального исследования
представлений умственно отсталых
учениц старших классов о внешнем
облике изучаемого «идеала»; составлен обобщенный портрет эталона
женственности, основанный на мнении девушек. Формулируются выводы о специфических особенностях
представлений и о необходимости их
совершенствования для более успешного формирования «жизненных компетенций» у старшеклассниц с умственной отсталостью. Актуальность
работы обусловлена тем, что кризис
идеалов, наблюдающийся в современном обществе, в значительной мере
затрагивает стереотипы и эталоны
женственности, что затрудняет семейную и социальную адаптацию
представительниц женского пола.
В структуре стереотипа выделяют
следующие элементы: внешний облик, личностные проявления и социальные характеристики. Умственно отсталые старшеклассницы в основном называют традиционные характеристики женственности. Общая характеристика внешнего облика: аккуратная, чистая, опрятная (традиционные), элегантная, стильная (современные). В группе физических данных
особое внимание уделяется волосам
(они должны быть длинными, чтобы
их можно было заплетать), телосложению (стройная фигура). Особое
внимание уделяется прическе, а также
макияжу. Влияние СМИ на стереотипные представления демонстрирует перечисление эталонных женщин, к которым относятся известные актрисы,
спортсменки, звезды шоу-бизнеса (по
мнению респонденток, идеальной женщиной является даже Верка Сердючка)
Ключевые слова: идеал; женственность; внешний облик; представления; старший школьный возраст;
умственная отсталость; «жизненные
компетенции»; социально значимые
умения; Федеральный государственный образовательный стандарт.
Abstract: The paper presents a theoretical and practical analysis of studying
the phenomenon of the ideal of traditional
and modern femininity. It describes the
results of an experimental study of ideas of
schoolgirls with intellectual disability
about the appearance of the studied “ideal
person”; draws a generalized portrait of
femininity on the basis the girls’ opinion.
The author draws conclusions about the
peculiarities of the ideas and the necessity
to improve them for the successful formation of “life competences” in senior
schoolgirls with intellectual disability. The
urgency of the paper is connected with the
problem that the crisis of ideals observed in
the modern society to a large degree influences stereotypes and standards of femininity which makes family and social adaptation of girls more difficult. The following
elements are singled out in the structure of
the stereotype: appearance, personal traits
and social characteristics. Senior schoolgirls with intellectual disability usually
name traditional characteristics of femininity. General characteristics of appearance include the following: accurate, clean, tidy (traditional), elegant, stylish (modern).
In the group of physical traits special attention is paid to the hair (it must be long
enough to braid it), constitution (slim figure). Much attention is paid to the hairdo
and make up. The influence of mass media
upon stereotype ideas is demonstrated by
the enumeration of standard women who
include famous actresses, sports women
and show business celebrities (according to
respondents, even Verka Serdyuchka appears to be an ideal woman).
Key words: ideal; femininity; appearance; ideas; senior school age; intellectual disability; life competences; socially
important skills; Federal State Educational
Standard.