Архив журнала
Проблема двигательной активности и мышечной свободы музыканта-исполнителя
- 409
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Описывается терапевтический эффект музыки. Рассматривается проблема развития технических
навыков музыкантов, их психомоторного развития в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
Прослеживается взаимосвязь моторики
и слухового представления музыкального образа, а также двигательной активности с мышечной свободой исполнителя. Обосновывается необходимость чередования напряжения и расслабления
мышечного аппарата в процессе пения,
дирижирования и игры на музыкальных
инструментах. Обращается внимание на
существующие различные авторские
методики психомоторного развития музыкантов, включающие тренинг актерского мастерства К. С. Станиславского,
гимнастику чувств (С. В. Гиппиус), комплекс упражнений по воспитанию пианистических навыков и лечению профессиональных заболеваний музыкантов
(А. А. Шмидт-Шкловская),упражнения
для лечения профессиональных заболеваний рук пианистов (В. А. Гутерман),
методики гимнастики голосового аппарата (Э. М. Чарели, Оскар Гутман, Лео
Кофлер). Многие из указанных систем и
видов упражнений на развитие двигательных навыков можно применять в
работе с учениками при условии их
адаптации к определенной возрастной
группе и музыкальному опыту учащихся. Проблема психомоторного развития
должна быть в центре внимания всех тех
педагогов, которые воспитывают музыканта-исполнителя (инструменталиста,
дирижера, певца и т. д.). Релаксация,
саморегуляция и самоконтроль, применение разного рода упражнений, правильное использование и распределение
мышечной нагрузки во время исполнительской деятельности являются необходимыми условиями качественной реализации юными музыкантами поставленных художественных задач.
Ключевые слова: музыкально-исполнительская деятельность; двигательная активность; мышечная свобода; слуховые представления; психомоторика
Abstract: The article describes the
therapeutic effect of music. It deals with
the problem of the development of technical skills of musicians, their psychomotor development in different types of musical activities. The author traces the relationship of motor skills and auditory
presentation of the musical image, and
motor activity with muscular relaxation
of the performer. The article substantiates
the necessity of alternating tension and
relaxation of the muscular apparatus in
the process of singing, conducting and
playing musical instruments. The article
reviews various methods of psychomotor
development of musicians including the
training of the performing art by
K. S. Stanislavskiy, gymnastics of feelings by S. V. Gippius, a complex of exercises in training piano playing and for
treatment of professional diseases of musicians by A. A. Shmidt-Shklovskaya,
exercises for treatment of professional
diseases of pianists’ arms by V. A. Guterman, method of voice gymnastics of
the speech apparatus by E. M. Chareli,
Oskar Gutman, Leo Kofler. Many of the
above-mentioned systems and kinds of
exercises for the development of motor
skills can be used in the work with pupils
on condition they are adapted to the definite age group and the musical experience of the learners. The problem of psychomotor development should be in the
center of attention of all those teachers
who train future musicians (instrument
players, conductors, singers, etc. Relaxation, self-regulation and self-control, use
of various exercises and correct usage
and shift of muscular tension in performing are the necessary conditions of high
quality realization of creative tasks by
young musicians.
Key words: music performing activity, motor activity, muscle relaxation,
auditory notions, psychomotor system.