Вам может быть интересно:
Архив журнала
Влияние перинатальной патологии на психическое развитие младенцев с нарушениями зрения
- 401
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены
результаты сопоставления клинической
информации о состоянии здоровья 52 детей с болезнями органов зрения с данными их психолого-педагогического обследования. Изложены методика психолого-педагогической диагностики ориентировочных реакций и анализ сведений об
особенностях их становления у данной
категории детей. Показано, что младенцы
с болезнями органов зрения имеют сочетанные нарушения здоровья, ограниченные возможности восприятия зрительных
стимулов и трудности психологического
взаимодействия с внешним миром. Сочетание этих негативных факторов обусловливает задержку формирования психологических достижений возраста различной степени выраженности: у детей с
сочетанной перинатальной патологией и
снижением зрения — на 1—2 возрастных
периода (эпикризных срока), у детей с
сочетанной перинатальной патологией и
остаточным зрением — на 3—4 возрастных периода (эпикризных срока). Наличие у детей сложной структуры вторичных социальных последствий болезни
указывает на необходимость применения
в стационарах второго и третьего этапов
выхаживания коррекционно-педагогической помощи младенцам с целью реализации их потенциальных психических
возможностей развития.
Ключевые слова: ограниченные
возможности здоровья, заболевания органов зрения, психический дизонтогенез,
нарушения нервно-психического развития, дети группы риска, особые образовательные потребности, социальная компенсация, ранняя коррекционно-педагогическая помощь.
Abstract: The article presents the
results of a comparison of clinical information about the state of health of 52
visually impaired infants with the recorded data about their psycho-pedagogical observation. The article
describes the methods of psycho-pedagogical diagnostics of orientation response and the analysis of information
about its development in visually impaired infants. It demonstrates that visually impaired infants have multiple
health problems, limited abilities of
perception of visual stimuli and psychological difficulties of communication
with the environment. The combination
of these negative factors determines a
delay in formation of psychological
properties of the age, expressed in different degrees: in infants with multiple
perinatal pathology and loss of visual
acuity – by 1–2 age periods (epicrisis
periods); in infants suffering from a
combination of perinatal pathology and
residual vision – by 3–4 age periods
(epicrisis periods). The fact of suffering
from the complex structure of secondary social consequences of a disease
specifies the necessity of providing psycho-pedagogical support of infants of
the second and third stages of nursing
with the aim of realization of their potential psychic abilities of development
Key words: health limitations,
ophthalmological diseases, psychic
dysontogenesis, neuropsychic development disorders, at-risk infants, special
educational needs, social compensation,
early correction-pedagogical aid.