Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты сопоставления клинической информации о состоянии здоровья 52 детей с болезнями органов зрения с данными их психолого-педагогического обследования. Изложены методика психолого-педагогической диагностики ориентировочных реакций и анализ сведений об особенностях их становления у данной категории детей. Показано, что младенцы с болезнями органов зрения имеют сочетанные нарушения здоровья, ограниченные возможности восприятия зрительных стимулов и трудности психологического взаимодействия с внешним миром. Сочетание этих негативных факторов обусловливает задержку формирования психологических достижений возраста различной степени выраженности: у детей с сочетанной перинатальной патологией и снижением зрения — на 1—2 возрастных периода (эпикризных срока), у детей с сочетанной перинатальной патологией и остаточным зрением — на 3—4 возрастных периода (эпикризных срока). Наличие у детей сложной структуры вторичных социальных последствий болезни указывает на необходимость применения в стационарах второго и третьего этапов выхаживания коррекционно-педагогической помощи младенцам с целью реализации их потенциальных психических возможностей развития.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, заболевания органов зрения, психический дизонтогенез, нарушения нервно-психического развития, дети группы риска, особые образовательные потребности, социальная компенсация, ранняя коррекционно-педагогическая помощь.
Abstract: The article presents the results of a comparison of clinical information about the state of health of 52 visually impaired infants with the recorded data about their psycho-pedagogical observation. The article describes the methods of psycho-pedagogical diagnostics of orientation response and the analysis of information about its development in visually impaired infants. It demonstrates that visually impaired infants have multiple health problems, limited abilities of perception of visual stimuli and psychological difficulties of communication with the environment. The combination of these negative factors determines a delay in formation of psychological properties of the age, expressed in different degrees: in infants with multiple perinatal pathology and loss of visual acuity – by 1–2 age periods (epicrisis periods); in infants suffering from a combination of perinatal pathology and residual vision – by 3–4 age periods (epicrisis periods). The fact of suffering from the complex structure of secondary social consequences of a disease specifies the necessity of providing psycho-pedagogical support of infants of the second and third stages of nursing with the aim of realization of their potential psychic abilities of development
Key words: health limitations, ophthalmological diseases, psychic dysontogenesis, neuropsychic development disorders, at-risk infants, special educational needs, social compensation, early correction-pedagogical aid.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.