Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается реализация компетентностного подхода при подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» в связи с новыми требованиями к специальному педагогическому образованию согласно ФГОС ВПО. Анализируются принципы, содержание и основные особенности компетентностного похода, принятого в ФГОС. Отдельно разбирается понятие «профессиональная компетентность» как результат профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогическом образовании. Рассматриваются соответствующие фонды оценочных средств, представленные как в методических рекомендациях, так и в конкретной основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология». Обосновывается выбор конкретных профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-11) для проведения контрольной процедуры. Дается оценка сформированности основных профессиональных компетенций у обучающихся IV курса выбранной специальности с опорой на анализ данных срезового контроля, который проводился с учетом оценочных мате-риалов конкретной ОПОП. Анализируются данные результатов оценки сформированности профессиональных компетенций согласно фондам оценочных средств, предусмотренных данной ОПОП, и рекомендуемым вузом уровням. Делаются соответствующие выводы по степени сформированности компетенций в аспекте реализации компетентностного подхода в обучении бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Ключевые слова: бакалавриат; специальное образование; студенты-дефектологи; подготовка дефектологов; компетентностный подход; профессиональные компетенции.
Abstract: The article looks at the problem of realization of the competence approach in training bachelors in the field of “Special (Defectological) Education” in connection with new requirements to special pedagogical education in accordance with FSES HPE. It analyzes the principles, content and specific features of the competence approach designated by the FSES. Special attention is paid to the notion of “professional competence” as a result of professional training of future specialists in pedagogical education. The author dwells on the corresponding funds of assessment tools presented both in teaching guides and in the concrete basic professional educational program 44.03.03 “Special (Defectological) Education” in the profile “Special Preschool Pedagogy and Psychology”. The choice of concrete professional competences (PC-1, PC-3, PC-5, PC-7, PC-8, PC-11) subject to diagnostics is substantiated. The article evaluates the level of formation of the basic professional competences of the fourth year students of a given specialty on the basis of results of current testing held in accordance with the assessment materials of a concrete basic professional educational program. The results of evaluation of the level of formation of professional competences are analyzed in reference to the fund of assessment tools designated by the given basic professional educational program and the institutional levels of attainment. Conclusions are made about the level of formation of the competences in terms of realization of the competence approach in training bachelors of the field “Special (Defectological) Education” in the profile “Special Preschool Pedagogy and Psychology”.
Key words: bachelor’s degree course; special education; students-defectologists; training defectologists; competence approach; professional competences.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.