Файл статьи: PDF
Аннотация: Формирование социальной компетентности школьников является особо значимой проблемой в контексте решения задачи интеграции детей с проблемами в интеллектуальном развитии в общество. Актуальность ее возрастает в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важным является изучение и осмысление разных аспектов социальной компетентности. В статье представлены результаты экспериментального исследования социальной компетентности первоклассников с легкой умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Знание особенностей овладения детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, поступающими в школу, навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, приобретения способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем позволит педагогу составить программу учебно-воспитательной работы, четко ориентированную на их возможности и потребности, что обеспечит эффективность работы с первоклассниками. Исследование социальной компетентности детей проводилось в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента, изучения документации, продуктов детской деятельности. В результате проведенного исследования был выявлен низкий уровень развития представлений о себе и окружающих людях у детей с интеллектуальной недостаточностью. Скорость и качество формирования социальной компетентности у младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития различны, но и те и другие дети требуют особого подхода при организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; легкая умственная отсталость; нарушения интеллекта; интеллектуальная недостаточность; олигофренопедагогика; психолого-педагогические эксперименты; умственно отсталые дети; дети с задержкой психического развития; социальный опыт; социальная компетентность.
Abstract: Formation of social competence of students is a particularly important issue in the context of solving the problem of integration of children with problems in intellectual development into society. Its urgency is enhanced in connection with the implementation of the Federal State Educational Standards for children with disabilities. In this perspective, the study and understanding of various aspects of social competence becomes especially important. The article presents results of an experimental study of social competence of first-graders with intellec-tual disability and disorders of psychological development. Knowledge of specific features of acquisition of communication skills and typical norms of social interaction, and ability to orient in a concrete social environment by children with disorders of psychological development would help the teacher to design a program of academic and pastoral work clearly focused on their capabilities and needs, which may ensure the effectiveness of work with first graders. The study of social competence of children was carried out in the course of an individual psycho-pedagogical experiment and inspection of documentation and the products of children's activity. The study revealed a low level of development of cognitions about oneself and the surrounding people in children with intellectual disability. The progress and quality of formation of social competence in junior schoolchildren with intellectual disability and disorders of psychological development are different; but both groups of children require a special approach in organization of the academic-pastoral process.
Key words: primary school; junior schoolchildren; first grader; mild intellectual disability; intellectual disorders; intellectual disability; oligophrenopedagogy; psycho-pedagogical experiment; children with intellectual disability; children with disorders of psychological development; social; experience; social competence.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.