Архив журнала
Проблемы реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью
- 566
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен прогностический анализ проблем (психологических, организационных и содержательных), которые могут сопровождать введение в образовательную практику адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Анализ психологических проблем позволил определить и описать структуру готовности педагогов к разработке и реализации АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью. В структуре готовности выделены три компонента: мотивационный, когнитивный и технологический. Мотивационный компонент состоит в осознании педагогами необходимости и важности перехода на обучение в соответствии с требованиями АООП и понимании собственной роли в этом процессе. Когнитивный аспект готовности заключается в знании педагогами содержания Стандарта и отдельных программ, входящих в структуру Адаптированной программы. Технологический компонент готовности предполагает владение педагогами методами, средствами и приемами, обеспечивающими достижение предметных и личностных результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью.
Организационные проблемы связаны с необходимостью одновременной реализации старых учебных программ, ориентированных на специальные (коррекционные) учреждения VIII вида, которые в настоящее время упразднены в системе образовательных организаций, функционирующих на территории Российской Федерации, а также АООП, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Стандарта).
Изучение содержательных проблем, которые могут возникнуть в связи с реализацией АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью, показало, что они связаны как с разработкой содержания программ новых учебных предметов, так и с переосмыслением содержания традиционных учебных предметов с позиций требований Стандарта.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью; Примерная адаптированная общеобразовательная программа; обучающиеся с легкой умственной отсталостью.
Abstract: The article presents a prognostic analysis of problems (psychological, organizational and content), which may occur during the implementation of the adapted basic general education program (ABGEP) for children with mild intellectual disability in practical training.
The analysis of psychological problems allowed the authors to define and describe the structure of the educators' preparedness for the implementation of the ABGEP for learners with mild intellectual disability. The structure of preparedness comprises three components: motivational, cognitive and technological. The motivational component consists in the pedagogues’ awareness of the necessity and urgency of the transition towards teaching in accordance with the ABGEP requirements and their own role in this process. The cognitive aspect of preparedness presupposes the teachers’ knowledge of the content of the Standard and separate programs as parts of the ABGEP. The technological component of preparedness assumes that the pedagogues’ possess the necessary skills in methods, means and techniques ensuring the achievement of academic and personal results of mastering the ABGEP by learners with intellectual disability.
The organizational problems are connected with the necessity to realize old curricula oriented towards type VIII special (rehabilitation) institutions, which are
currently abolished in the system of educational organizations functioning within the Russian Federation, alongside with the ABGEP designed in accordance with the requirements of the Standard. The undertaken study of the content problems which may occur in connection with the implementation of the ABGEP for learners with mild intellectual disability has shown that they are related to both the development of the content of the programs of new disciplines and the rethinking of the content of traditional subjects from the point of view of the Standard.
Key words: Federal State Educational Standard for students with intellectual disability, adapted basic general education program, learners with mild intellectual disability.