Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема детского творчества у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными вариантами дизонтегенеза. Показано, что исследователи рассматривают развитие творчества и воображения детей дошкольного возраста через игровую деятельность и продуктивные виды творчества, но расходятся по вопросу взаимосвязи между обучением и творчеством ребенка. В одном варианте выдвигается положение о необходимости предоставить ребенку полную свободу в занятии творчеством. Вторая концепция предполагает обязательное участие взрослого для успешного формирования творческих способностей ребенка в процессе обучения. Данный подход особенно актуален для детей с нарушениями в развитии. Автором описывается онтогенез творчества от самых его истоков до создания детьми первых законченных продуктов творчества. Анализ исследований в специальной педагогике и психологии позволяет представить описание особенностей творчества и воображения у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и речи. У дошкольников с нарушениями в развитии снижен интерес к продуктивным видам творчества, наблюдаются слабые способности к эстетическому отражению окружающего мира, недостаточная эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений искусства, низкий уровень воображения. Указывается на необходимость создания специальных условий обучения при формировании продуктивных видов творчества, воображения у детей с различными вариантами дизонтогенеза.
Ключевые слова: воображение; дизонтогенез; детское творчество; продуктивные виды творчества; нарушение слуха; нарушение зрения; нарушение интеллекта; нарушение речи; задержка психического развития.
Abstract: The article deals with the problem of child creativity in typically developing preschoolers and their peers with different variants of dysontogenesis. The article shows that researchers consider the development of creativity and imagination of preschool children through game-based activity and productive creativity. However, they disagree on the issue of relationship between the child’s training and creativity. One variant puts forward the necessity to give the child full freedom of creative activity. The other conception argues the obligatory participation of the adult for successful formation of child creativity in the learning process. This approach is especially relevant for children with disabilities. The author describes the ontogenesis of creativity from its earliest origins to the time of creation of the first products by the children. Analysis of research in special pedagogy and psychology allows the author to provide a description of peculiarities of creativity and imagination in children with impaired hearing, vision, intelligence and speech. Preschoolers with developmental disorders demonstrate reduced interest in productive forms of creativity, weaker capacities for aesthetic reflection of the world, inadequate emotional responsiveness in perception of works of art, and a low level of imagination. The article emphasizes the necessity of a special learning environment for the formation of productive kinds of creativity and imagination in children with different variants of dysontogenesis.
Key words: imagination, dysontogenesis, children's creativity, productive forms of creativity, hearing impairment, visual impairment, intellectual disability, speech disorder, disorders of psychological development.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.