Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье подробно анализируются современные приемы выявления дизорфографии, а также критерии, позволяющие выделить нарушение у учащихся начальных классов: количественный критерий, стойкость, повторяемость и разнообразие дизорфографических ошибок в письменных работах школьников. Доказывается, что «аграмматическая дисграфия», выделяемая некоторыми специалистами, на самом деле является дизорфографией, так как ошибки, допущенные учащимися в слабой позиции в слове и нарушающие морфологический принцип письма, не могут быть расценены как дисграфические. Автором выбрана оптимальная методика, позволяющая обнаружить дизорфографию и отличить ее от дисграфии на основе усвоения фонематического и орфографических принципов письма. Данная методика была модифицирована, проведена ее валидизация, получены нормативы овладения орфографическими принципами письма учащимися 1—4-х классов, указывающие на то, что к началу четвертого года обучения количество допускаемых дизорфографических ошибок в различных видах письменных работ увеличивается как в норме, так и у детей, имеющих дизорфографию, по сравнению с началом обучения в начальной школе. Проведенное исследование доказывает, что процесс валидизации модифицированной методики выявления дизорфографии прошел успешно. Применение диагностической методики позволяет выявить устойчивые нарушения в овладении морфологическим, традиционным, грамматическим, лексико-логическим, семантическим и слого-морфемным принципами письма учащимися младших классов, а также точно определить степень выраженности дизорфографии: легкую, среднюю и тяжелую.
Ключевые слова: принципы орфографии; аграмматическая дисграфия; дизорфография; методика выявления дизорфографии; стандартизация; валидизация диагностической методики.
Abstract: The article closely analyzes contemporary techniques of diagnosing dysorthography as well as revealing criteria allowing diagnosing the inability to spell correctly in primary school pupils: quantitative criteria, stability, recurrence and variety of spelling mistakes in pupils’ written works. It argues that “ungrammatical dysgraphia”, distinguished by some specialists, is actually dysorthography as mistakes made by students in weak positions of the word and violating the morphological spelling principle cannot be classified as dysgraphic. The author chose an optimal method to identify dysorthography and differentiate it from dysgraphia on the basis of acquisition of phonemic and orthographic spelling principles. The method has been modified and validated. The author worked out the standards of mastering orthographic principles by students of 1-4 grades indicating that by the beginning of the fourth year of study the number of dysorthographic mistakes in different written works increases both in the group with normal development and in the group of children with dysorthography, compared to the beginning of primary school education. The undertaken study proves that the process of validation of the modified method for identifying dysorthography was carried out successfully. Application of the diagnostic technique allows to identify persistent violations of mastering morphological, traditional, grammatical , lexicological, semantic and syllable-morphemic spelling principles by primary school pupils and it also helps to accurately determine the degree of dysorthography: mild, moderate and severe.
Key words: orthography principles, ungrammatical dysgraphia, dysorthography, methods of dysorthography identification, standardization, validation of diagnostic techniques.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.