Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены основные изменения в области системы дошкольного образования, происходящие на современном этапе, в том числе ограничение возможностей получения ранней комплексной помощи детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольных образовательных учреждений, реорганизация дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов в общеразвивающие организации и внедрение инклюзивного обучения как альтернативы специальному образованию. Данные изменения обусловливают актуальность проблемы организации логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Цель данной работы состоит в определении организационно-методических аспектов логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, которые в новых инклюзивных образовательных условиях нуждаются в глобальном пересмотре. В статье подробно рассматриваются новые подходы к оказанию логопедической помощи и подготовке логопедических кадров в рамках реформирования системы дошкольного образования. С учетом активного внедрения интерактивных технологий во все сферы образования особое внимание в статье уделяется интерактивной поддержке взаимодействия специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ и с нормальным развитием в едином образовательном пространстве. С учетом новых условий и требований, характерных для инклюзивного обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, специалисты, осуществляющие логопедическое сопровождение рассматриваемой категории детей, должны иметь не узкий логопедический профиль, а разностороннюю дефектологическую подготовку.
Ключевые слова: инклюзия; дети раннего и дошкольного возраста; ограниченные возможности здоровья; логопедическая помощь; дошкольные образовательные организации.
Abstract: The article presents the main changes in the field of pre-school education taking place at the present stage, including limited opportunities for getting early comprehensive support for young children with special educational needs at pre-school educational institutions, reorganization of pre-school institutions of compensatory and combined types into general development organizations and implementation of inclusive education as an alternative to special education. These changes substantiate the urgency of the problem of organization of logopedic support for children of early and preschool age with special educational needs. The aim of this paper is to define organizational and methodological aspects of logopedic work with children of early and preschool age with special educational needs which need total reconsideration in the new inclusive educational environment. This article dwells in detail on new approaches to the provision of speech therapy and training logopedic personnel in the framework of reform of the system of preschool education. Taking into account active introduction of interactive technologies in all spheres of education, special attention is paid to interactive support for cooperation between professionals and parents of children with special educational needs and normally developing children in a common educational environment. In new conditions and requirements specific to inclusive education of children of early and preschool age with special educational needs, the professionals providing logopedic support for this category of children should not have a narrow logopedic profile, but possess broad defectological training.
Key words: inclusion; children of early and preschool age; special educational needs; speech therapy support; preschool educational institutions.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.