Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом настоящей статьи является номинирование одного из стратегических направлений развития образовательной инклюзии — учет контекста особых образовательных потребностей обучающихся. Особенностью законодательного закрепления принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь является расширительное рассмотрение образовательной инклюзий — в отношении разных групп и категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в отношении детей с особенностями психофизического развития. Чрезвычайная вариативность особых образовательных потребностей, необходимость их учета и удовлетворения ставят задачу обозначения стратегических подходов и путей их реализации. Цель работы состоит в выявлении актуально существующих противоречий на основе анализа образовательной практики интегрированного обучения и воспитания и анализа стратегического направления развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей. На основе проведенного SWOTанализа образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей выявлены внутренние взаимосвязи номинируемого направления, разработана матрица SWOT, сформулированы возможные стратегии развития образовательной инклюзии в названном контексте. Обоснование номинируемого стратегического направления опирается на целевой ориентир образования — развитие потенциалов личности каждого ребенка. Полученные результаты могут быть использованы при обосновании и проведении научных исследований в области педагогики и образовательных практик разных стран при изучении вопросов организации образовательного процесса в условиях неоднородности детского состава, наличия разных образовательных потребностей у обучающихся. Описанные показатели развития образовательной инклюзии в контексте особых образовательных потребностей могут обозначить рамки мониторинговых процедур ее результативности
Ключевые слова: образовательная инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивеая образовательная среда, особые образовательные потребности, ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, SWOT-анализ, целевые ориентиры, образовательный процесс
Abstract: The object of research in this article is the presentation of one of the strategic areas of development of educational inclusion — taking into account the context of special educational needs of the students. In the Republic of Belarus, a peculiar feature of the legislative regulation of the principle of inclusion in education consists in its broad interpretation — in relation to different groups and categories of students with special educational needs, including children with disorders of psychophysical development. The extreme variability of special educational needs and the need to take them into account and meet set the task of identifying strategic approaches and the ways of their realization. The aim of this study is to identify the actually existing contradictions based on the analysis of the educational practice of integrated education and upbringing and the analysis of the strategic area of the development of educational inclusion in the context of special educational needs. Based on the SWOT analysis of educational inclusion in the context of special educational needs, the study reveals the internal relationships within the area under investigation, presents a SWOT matrix developed, and formulates possible strategies for the development of educational inclusion in this context. The substantiation of the strategic area presented is based on the goal of education — the development of the potential of each child's personality. The results obtained can be used in substantiation and conduct of scientific research in the field of pedagogy and educational practices of different countries in the study of the issues of organization of the education process under the conditions of heterogeneity of the group of children and the diversity of the educational needs of the students. The described indicators of the development of educational inclusion in the context of special educational needs can determine the scope of monitoring procedures of its effectiveness
Key words: educational inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, special educational needs, SEND, children with disabilities, SWOT analysis, goals, education process

Для цитирования:

Хитрюк, В. В. Образовательная инклюзия в Республике Беларусь: стратегии развития в контексте особых образовательных потребностей / В. В. Хитрюк. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 31-46.

For citation

Khitryuk, V. V. (2023). Educational Inclusion in the Republic of Belarus: Development Strategies in the Context of Special Educational Needs // Special Education. – 2023. – №4. – P. 31-46.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.