Архив журнала
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
- 451
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом настоящей
статьи является номинирование одного
из стратегических направлений развития образовательной инклюзии — учет
контекста особых образовательных
потребностей обучающихся. Особенностью законодательного закрепления принципа инклюзии в образовании в Республике Беларусь является
расширительное рассмотрение образовательной инклюзий — в отношении разных групп и категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе в
отношении детей с особенностями
психофизического развития. Чрезвычайная вариативность особых образовательных потребностей, необходимость их учета и удовлетворения ставят задачу обозначения стратегических подходов и путей их реализации.
Цель работы состоит в выявлении
актуально существующих противоречий на основе анализа образовательной практики интегрированного обучения и воспитания и анализа стратегического направления развития образовательной инклюзии в контексте
особых образовательных потребностей. На основе проведенного SWOTанализа образовательной инклюзии в
контексте особых образовательных
потребностей выявлены внутренние
взаимосвязи номинируемого направления, разработана матрица SWOT,
сформулированы возможные стратегии развития образовательной инклюзии в названном контексте. Обоснование номинируемого стратегического направления опирается на целевой
ориентир образования — развитие
потенциалов личности каждого ребенка. Полученные результаты могут
быть использованы при обосновании
и проведении научных исследований
в области педагогики и образовательных практик разных стран при изучении вопросов организации образовательного процесса в условиях неоднородности детского состава, наличия разных образовательных потребностей у обучающихся. Описанные
показатели развития образовательной
инклюзии в контексте особых образовательных потребностей могут обозначить рамки мониторинговых процедур ее результативности
Ключевые слова: образовательная
инклюзия, инклюзивное образование,
инклюзивеая образовательная среда,
особые образовательные потребности,
ОВЗ, дети с ограниченными возможностями здоровья, SWOT-анализ, целевые
ориентиры, образовательный процесс
Abstract: The object of research in
this article is the presentation of one of
the strategic areas of development of
educational inclusion — taking into
account the context of special educational needs of the students. In the Republic of Belarus, a peculiar feature of
the legislative regulation of the principle
of inclusion in education consists in its
broad interpretation — in relation to
different groups and categories of students with special educational needs,
including children with disorders of
psychophysical development. The extreme variability of special educational
needs and the need to take them into
account and meet set the task of identifying strategic approaches and the ways
of their realization. The aim of this study
is to identify the actually existing contradictions based on the analysis of the
educational practice of integrated education and upbringing and the analysis of
the strategic area of the development of educational inclusion in the context of
special educational needs. Based on the
SWOT analysis of educational inclusion
in the context of special educational
needs, the study reveals the internal
relationships within the area under investigation, presents a SWOT matrix
developed, and formulates possible
strategies for the development of educational inclusion in this context. The substantiation of the strategic area presented
is based on the goal of education — the
development of the potential of each
child's personality. The results obtained
can be used in substantiation and conduct of scientific research in the field of
pedagogy and educational practices of
different countries in the study of the
issues of organization of the education
process under the conditions of heterogeneity of the group of children and the
diversity of the educational needs of the
students. The described indicators of the
development of educational inclusion in
the context of special educational needs
can determine the scope of monitoring
procedures of its effectiveness
Key words: educational inclusion, inclusive education, inclusive educational
environment, special educational needs,
SEND, children with disabilities, SWOT
analysis, goals, education process
Для цитирования:
Хитрюк, В. В. Образовательная инклюзия в Республике Беларусь: стратегии развития в контексте особых образовательных потребностей /
В. В. Хитрюк. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №4. – С. 31-46.
For citation
Khitryuk, V. V. (2023). Educational Inclusion in the Republic of Belarus:
Development Strategies in the Context of
Special Educational Needs // Special Education. – 2023. – №4. – P. 31-46.