Архив журнала
Компетенции преподавателя инклюзивного образования в контексте цифровизации
- 359
- Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена характеристика цифровых компетенций, необходимых для педагогов инклюзивного образования; изложены пути актуализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с указанными цифровыми компетенциями; рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии. Применение цифровых технологий в обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день является одной из приоритетных задач в практике специального и инклюзивного образования. Цифровизация в образовании, как подтверждают современные исследования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), является важным и действенным средством, расширяющим возможности воспитания и обучения лиц с ОВЗ, обеспечивая при этом для них равный доступ (вне зависимости от наличия/отсутствия особых образовательных потребностей) к качественным образовательным услугам. В связи с появлением в образовании концепции «Универсального дизайна для обучения» (Universal Design for Learning — UDL) у преподавателей появляется возможность проявлять большую гибкость в выборе подходов, методов, средств обучения, вариантов достижения результатов для каждого студента. Педагоги получают новые, цифровые инструменты, которые могут использовать в ходе образовательного процесса для решения различных педагогических задач. В то же время использование современных технологий не только открывает новые возможности, но и обнаруживает сопряженность с необходимостью решения ряда задач, к которым, в первую очередь, относится формирование цифровой грамотности педагога.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация образования, цифровая компетентность, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, лица с ограниченными возможностями здоровья, преподаватели, специальные образовательные условия
Abstract: The article presents the characteristics of digital competences necessary for inclusive education teachers, describes the ways of updating the main professional educational programs in accordance with these digital competences, and examines the pedagogical technologies used in the digital educational environment. The use of digital technologies in the education and upbringing of persons with disabilities is currently one of the priorities in the practice of special and inclusive education. Digitalization in education, as confirmed by modern research in the field of information and communication technologies (ICT), is an important and effective tool that expands the opportunities for education and training of persons with disabilities, while ensuring equal access for them (regardless of the presence/absence of special educational needs) to high-quality education services. In connection with the introduction in education of the framework of “Universal Design for Learning”, teachers have the opportunity to show greater flexibility in choosing approaches, methods, learning means, and options for achieving results for each student. Teachers receive new digital tools that they can use during the education process to solve various pedagogical problems. At the same time, the use of modern technologies not only opens up new opportunities, but also reveals the necessity of performing a number of tasks, which, first of all, include the formation of digital literacy of the teacher.
Key words: digital technologies, digitalization of education, digital competence, digital educational environment, information and communication technologies, inclusion, inclusive education, inclusive educational environment, education process, persons with disabilities, teachers, special educational conditions
Для цитирования:
Козловская, Г. Ю. Компетенции преподавателя инклюзивного образования в контексте цифровизации / Г. Ю. Козловская, Н. М. Борозинец, О. Д. Сальникова, Н. Б. Ромаева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №2 . – С. 79-93.
For citation
Kozlovskaya, G. Yu., Boro¬zinets, N. M., Sal'nikova, O. D., & Romaeva, N. B. (2023). Inclusive Education Teacher’s Competences in the Context of Digitalization // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 79-93.