Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме проектного управления экосистемой профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, работающих с инвалидами, в условиях сетевой образовательной среды. Анализ данной проблемы требует рассмотрения в одном концептуальном ключе трех вопросов: идеи управления социоприродной эволюцией; специфики управления экосистемой профессиональной подготовки; влияния сетевой образовательной среды на содержание и технологии подготовки специалистов социальной сферы, работающих с инвалидами, в ус¬ловиях проектного управления. Опираясь на основные философско-методологические позиции рассмотрения экологических проблем в контексте идеи управляемой ноосферной социоприродной эволюции, авторы указывают на усиливающуюся в настоящее время роль экологии человека, экологии культуры, социальной и информационной экологии [8]. Решение этой проблемы в настоящее время актуализируется в связи с необходимостью кардинального совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, работающих с людьми, имеющими инвалидность. Ее содержание требует опоры на теоретический фундамент экологии как науки, ориентированной на базу общественного интеллекта в условиях цифровой трансформации общества. Отмечается, что социальная адаптация, а затем и социализация человека зависит от непрерывного образования, которое содержит в себе потенциал, способствующий обеспечению экологического подхода в личностном взаимодействии, становится путем гуманизации общества, активизирует развитие таких качеств, как динамизм, гибкость, креативность, ответственность за собственную жизнь и окружающий социум. Названные выше позиции закладываются в процесс проектирования управлением экосистемы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, что приобретает особую значимость в ситуации социальной неопределенности. Авторами отмечается, что в указанной ситуации актуализируется опора на холистический подход, реализуемый в условиях современной цивилизации метамодерна, предполагающего кардинальные изменения социально-психологических характеристик и трансформации поведения людей, в том числе в цифровом образовательном пространстве, как конвергентной реальности. Данная реальность рассматривается как возможность постоянного расширения платформы оказания социальных видов помощи населению, и особенно лицам с ограниченными возможностями здоровья. Предполагаемый подход ставит вопрос о совершенствовании подготовки специалистов социальной сферы, предъявляя новый уровень управления ею с позиции необходимости развития образовательной экосистемы. Новый уровень управления подготовкой специалиста — проектное управление предполагает включение обучающихся в принятие управленческих решений. Авторами раскрываются основные черты, характеризующие стратегию проектного управления экосистемой в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы, работающих с людьми с инвалидностью.
Ключевые слова: экосистема, социальные работники, социальная работа, работа с инвалидами, подготовка социальных работников, непрерывное образование, специалисты социальной сферы, образовательное пространство, инвалиды, сетевая образовательная среда
Abstract: The article deals with the problem of project management of the ecosystem of professional training of social sphere specialists working with people with disabilities in a networked education environment. The analysis of this problem requires consideration of three issues in one conceptual vein: the idea of managing socio-natural evolution; the specificity of managing the ecosystem of professional training; the influence of the networked education environment on the content and methods of training social sphere specialists working with people with disabilities in the context of project management. Drawing on the main philosophical and methodological positions of considering environmental problems in the context of the idea of controlled noos¬pheric socio-natural evolution, the authors point to the currently increasing role of human ecology, cultural ecology, social and information ecology [8]. The solution of this problem is currently rather urgent due to the need to radically improve the system of professional training of social sphere specialists working with persons with disabilities. Its content requires reliance on the theoretical foundation of ecology as a science focused on the base of public intelligence in the context of the digital transformation of society. It is noted that social adaptation, and then the socialization of a person depends on continuing education, which contains the potential that can help ensure an ecological approach in personal interaction, becomes a way of humanizing society, and activates the development of such qualities as dynamism, flexibility, creativity, responsibility for one's own life and the surrounding society. The positions mentioned above are laid down in the process of designing management of the ecosystem for professional training of social sphere specialists, which is of particular importance in the situation of social uncertainty. The authors note that in this situation, the education system should rely on a holistic approach, realized under the conditions of metamodern civilization, which involves fundamental changes in socio-psychological characteristics and transformation of people's behavior, including in the digital educational space, as a convergent reality. This reality is seen as an opportunity to constantly expand the platform for providing social types of assistance to the population, and especially to persons with disabilities. The suggested approach raises the question of improving the training of social sphere specialists by presenting a new level of its management from the standpoint of the need to develop the educational ecosystem. A new level of specialist training management — project management involves the inclusion of students in making managerial decisions. The authors reveal the main features that characterize the strategy of project management of the ecosystem in the professional training of social sphere specialists working with people with disabilities.
Key words: ecosystem, social workers, social work, work with persons with disabilities, training of social workers, continuing education, social sphere specialists, educational space, persons with disabilities, networked education environment

Для цитирования:

Лебедева, С. С. Экосистема профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, работающих с инвалидами: аспект проектного управления в условиях сетевой образовательной среды / С. С. Лебедева, М. Е. Кудрявцева, Ю. Ю. Платонова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. – 2023. – №2 . – С. 146-165.

For citation

Lebedeva, S. S., Kudryav¬tseva, M. E., & Platonova, Yu. Yu. (2023). The Ecosystem of Professional Training of Social Sphere Specialists Working with Persons with Disability: the Aspect of Project Management in a Networked Education Environment // Special Education. – 2023. – №2 . – P. 146-165.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.