Файл статьи: PDF
Аннотация: Основным инструментом человека в обществе является голос, обеспечивающий коммуникативную активность и социальное взаимодействие. Дисфония — расстройство голосообразования, при котором нарушается качество голоса. Поэтому ответственность за становление голосовой функции у подростков с речевой патологией ложится на логопедов, как специалистов в области речи и голоса, а профилактика и лечение голосовых расстройств проводится врачом-оториноларингологом и/или фониатром. Цель данной работы — анализ патологии голосового аппарата и причин развития гипотонусной дисфонии у детей-подростков, обратившихся за логопедической помощью в Центр коррекции речи «Возрождение», а также определение эффективности отдельных видов логопедической (фонопедической) терапии. Пациенты и методы. В течение 2018–2020 гг. за фонопедической помощью обратились 47 пациентов с нарушениями голоса, из которых 25 человек были лицами молодого возраста от 16 до 18 лет, 8 человек — подросткового возраста от 13 до 15 лет и 14 человек — дети до 14 лет. Все пациенты были направлены врачом-оториноларингологом, у них отмечалась различная патология, сопровождающаяся развитием гипотонусной дисфонии. Сделан вывод, что развитие и/или коррекция детского голоса должны быть составной частью комплексной логопедической абилитационной работы с детьми дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами как легкой, так и средней степени тяжести с того самого момента, как только выявлены первые признаки дизартрии и/или нарушения мышечного тонуса по типу гипотонии.
Ключевые слова: гипотонусная дисфония, голосовые расстройства, дизартрия, фонопедические упражнения, логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, профилактика дизартрии, подростки.
Abstract: The main tool of a person in society is a voice that makes communicative activity and social interaction possible. Dysphonia is a disorder of voice production, which impairs the quality of voice. Therefore, the responsibility for the formation of the voice function in adolescents with speech pathology falls on logopedists as specialists in the field of speech and voice production, and the prevention and treatment of voice disorders is carried out by a doctor-otorhinolaryngologist and/or phoniatrist. The purpose of this work is to analyze the pathology of the vocal apparatus and the causes of the development of hypo-tonic dysphonia in adolescents who turned for logopedic support at the Center for Speech Therapy “Vozrozhdeniye”, as well as to determine the effectiveness of certain types of speech (phonopedic) therapy. During 2018-2020, 47 patients with voice disorders turned for phonopedic assistance, of which 25 persons were young people from 16 to 18 years old, 8 people — adolescents from 13 to 15 years old, and 14 people – children up to 14 years old. All patients were sent by a doctor — otorhinolaryngologist, they demonstrated various disorders, accompanied by the development of hypotonic dysphonia. The authors have made a conclusion that the development and/or rehabilitation of children's voice should be an integral part of comprehensive speech therapy abilitation work with preschool children with dysarthric disorders, both mild and moderate, from the very moment the first signs of dysarthria and/or impaired muscle tone of the hypotension type have been diagnosed.
Key words: hypotonic dysphonia, voice disorders, dysarthria, phonopedic exercises, logopedics, speech disorders, children with speech disorders, prevention of dysarthria, adolescents.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.